Ad hoc-гипотеза — предположение, выдвинутое в целях решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
Xapактep – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.
Абсолютизм – методологический принцип, который противоположный релятивизму, применяемый в теории истины, этике и эстетике, признающий истину, добро, прекрасное объективными, неизменны-ми предметами познания.
Абстрактное общество – общество, функционирующее на основе определенной иерархии безличностных статусов и ролей. Абстрактное общество противопоставляется конкретному обществу.
Абстракция – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении свойства или отношения.
Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.
Аграрное общество – общество, характеризующееся преобладанием сельскохозяйственного производства, незначительным развитием либо отсутствием промышленности, слабой социальной дифференциацией и преобладанием сельского населения.
Аксиология – наука, изучающая природу формирования и функционирования ценностей в человеческой культуре и обществе.
Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.
Аллоцентризм – воззрение, которого придерживается индивид, склонный ставить себя на место других индивидов, чтобы лучше их понять.
Альтруизм – направленность поведения и внимания человека на благополучие, интересы другого человека или группы людей.
Амбивалентность – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие/неудовольствие; солидаризм/антагонизм; симпатию/анти-патию; эталитаризм/иерархизм и т. п.
Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.
Аналитическая философия – совокупность течений, направлений и школ, предпочитающих всем формам философской рефлексии метод анализа в целях превращения философии в строгое и аргументированное знание.
Анархия – состояние общества, в котором отсутствует госу-дарственная власть.
Антропогенез – раздел антропологии, учение о происхождении человека.
Антропологизм – философская ориентация, усматривающая в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию; представленная экзистенциализмом, философской антропологией и др.
Антропология – межотраслевая дисциплина, исследующая проис-хождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды.
Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Артефакт исследования – процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие применения теорий, методов, инструментов, организационных приемов.
Археология знания — метод историко-гуманитарного познания, провозглашенный Фуко в противовес «истории идей»; ее методологический каркас строится из элементов, почерпнутых из современных исторических исследований, прежде всего из количественной истории экономики, реконструирующей процессы той или иной эпохи в их специфичности и взаимосвязи.
Ассоциация – связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный.
Атрибут – существенный признак; необходимое, неотъемлемое свойство объекта.
Аффект – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние.
Аффект – сильное, бурно протекающее и относительно кратковре-менное, в отличие от настроения и страсти, эмоциональное переживание человека: ярость, ужас и т. п.
Бесклассовое общество – а) общество, основанное на общественной собственности на средства производства, социальная структура которого характеризуется отсутствием социальных классов б) в некоторых концепциях коммунизма – идеал и цель развития общества.
Бессознательное – совокупность психических процессов, не осозна-ваемых субъектом.
Бытие – то, что сообщает всему реальность. Следует различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие называют существованием, а идеальное бытие – сущностью.
Бытие в мире – философская категория для обозначения реальности, существующей в движении, пребывающей в пространстве и времени.
Бытие мира – это чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраняющая свою неопределенность.
Верификация — методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Верификация в неопозитивизме – принцип опытной проверки, согласно которому истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.
Верифицируемости принцип – всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта» и выступающих в качестве функций истинности элементарных утверждений.
Вероятность – степень возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных условиях.
Взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека; побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.
Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Восприятие – целостный образ отражаемого в сознании объекта
Время – форма существования бытия, которая характеризует длительность существования бытия и последовательность смены его состояний.
Врожденный драйв – боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма. Врожденными драйвами человек обладает с рождения.
Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности на основании «великого синтеза» религии, науки и философии.
Высшие психические функции – функции, отражающие интегра-тивную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.
Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации
Глобальное общество – а) многофункциональное общество, характеризующееся универсальностью общественных связей и отношений б) мировое общество, возникающее в результате установления все более расширяющихся всеобщих контактов, взаимодействий и взаимозависимостей национальных обществ, вначале разобщенных друг от друга.
Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия научного познания, учение об истине и путях ее достижения.
Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права.
Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории.
Гражданское общество – совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства. Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.
Групповое сознание – тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.
Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманизм – направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как "меру всех вещей".
Гуманитарные науки – общественные науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии.
Данные – сведения, полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и (автоматизированной) обработки.
Движение – форма существования материи; способ бытия материальных объектов, состоящий в их изменениях и взаимопревращениях. Основными формами движения являются механическая, физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная), химическая и биологическая.
Дедукция – выведение частного из общего. Движение мысли от общего положения к особенному.
Демаркация, проблема демаркации – проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и метафизики.
Депривация – социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп.
Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральной идеей является представление о связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает, производит другое явление.
Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.
Джастификация – обоснование знания как оправданного адекватного убеждения, которое может строиться иначе, чем через подведение оснований. Дюгэма - Куайна тезис объясняет особенности взаимоотношения научной теории и опыта, отвергая возможность как окончательной сепаратной верифицируемости научной гипотезы, так и ее окончательной сепаратной фальсифицируемости. Комплекс идей, содержащихся в данном тезисе, является одним из центральных в современной философии науки.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях становления, развития природы, общества, человеческого мышления. Законы диалектики:- 1 – единство и борьба противоположностей, 2 – переход количественных изменений в качественные, 3 – отрицание отрицания.
Диаспора – пребывание части народа (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной.
Дух – философское понятие для описания формообразующего начала.
Европоцентризм предполагает: а) ход исторического развития человечества поступателен; б) универсален; в) прогресс человеческого общества наиболее полно осуществляется в рамках европейской цивилизации, которая является основным носителем универсальных общечеловеческих ценностей. Концепция Е относится к фундаменталистским. Аналогичные воззрения можно обнаружить среди фундаменталистов любой культуры – Китая, России, исламского мира.
Естественные науки – совокупность наук о природе. Традиционно естественными науками считаются математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе.
Желание – потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида и историческими, географическими и другими факторами страны или региона.
Заблуждение – искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности.
Заблуждение – искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями и событиями.
Закрытое общество по К.Попперу – тип общества, характери-зующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией. Закрытое общество противопоставляется открытому обществу.
Здравый смысл – основанные на повседневном опыте знания и взгляды людей на окружающую среду и самих себя.
Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие для обозначения другого предмета, свойства или отношения, для переработки и передачи информации. Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки.
Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.
Идеализм – воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум.
Идеология – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ.
Иерархия потребностей (по мере усложнения) –1) витальные потребности, обусловленные биологическим происхождением человека; 2) социальные потребности; 3) потребности в творческой деятельности как высшее проявление социальных потребностей. По К. Альдерферу удовлетворение потребностей идет в обе стороны. По Мак-Клелланду потребности не исключают друг друга и не расположены иерархически.
Индивидуальность – неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой.
Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от частного к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.
Индустриализация – переход от общества, основанного на сельскохозяйственном производстве, к обществу, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.
Индустриальное общество – тип экономически развитого об-щества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.
Институционализация – образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. Институционализация позволяет прогнозировать социальное поведение в определенных социальных ролях.
Инструментализм – одна из важнейших методологических установок прагматизма: сознание есть средство приспособления к действительности, а не отражения объективной реальности, т. е. понятия, идеи, гипотезы, научные теории являются интеллектуальными инструментами, служащими для решения задач и ориентации в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах опыта.
Интеграция – процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи. Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно использовать.
Интенциональность в феноменологии Э. Гуссерля – направлен-ность сознания на объект. Интенциональность считается основополага-ющей характеристикой сознания и его актов.
Интернализм – течение в историографии и философии науки, рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ.
Интуитивизм – направление в теории познания, рассматривающее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений.
Интуитивизм – направление в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте.
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются увеличение роли информации и знаний в жизни общества, возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего а) эффективное информационное взаимодействие людей, б) их доступ к мировым информационным ресурсам и в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационный подход – метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов.
Информация по законодательству РФ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т. д.
Иррационализм – совокупность течений, выдвигающих в качестве оснований своих концепций иррациональные аспекты духовной жизни человека (волю, чувство, интуицию, мистическое озарение и т. д.)
Историзм – методологический принцип, который заключается, во-первых, в индивидуализирующем рассмотрении духовных явлений и, во-вторых, во внедрении в мышление понятия развития.
Историзм – принцип научного познания объективной действитель-ности, в соответствии с которым объекты и явления должны рас-сматриваться в их закономерном историческом развитии, в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем.
Историческая наука – комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
История философии – наука о развитии философских знаний, раздел философии, исследующий историю человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы.
Категорический императив в логике есть такое суждение, которое истинно при любых значениях своих переменных. В «Критике практического разума» Кант применяет это понятие к этике. Согласно кантовской формуле категорического императива человек должен поступать так, чтобы максима его действия могла бы быть нормой всеобщего законодательства. Вторая формулировка КИ гласит, что человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством.
Категория – наиболее общая форма действительности, высказы-вания и понятий, родовое понятие, от которого происходят все другие понятия.
Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами. Клановая система типична для аграрных обществ.
Классификация наук – группировка наук на основе определенных принципов. Науки подразделяют по характеру предмета исследования: естественные, технические, гуманитарные, социальные, поведенческие и т. д., по способу сбора данных и уровню их обобщения: эмпирические, теоретические, фундаментальные, по методу исследования: номотетические, идеографические, по степени практической применимости: чистые и прикладные.
Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам.
Коллективные представления по Э.Дюркгейму – совокупность символов и идей, традиций, привычек, обычаев, имеющих сходное значение для всех членов социальной общности, вызывающих у них сходные интеллектуальные и эмоциональные реакции и обеспечивающих единство социальной общности, солидарность ее членов. Коллективные представления выражаются в моральных предписаниях, юридических нормах, религиозных верованиях, материальных символах и понятиях.
Конкретное общество – общество, функционирующее на основе учета личностных характеристик и установок людей, в соответствии с которыми строятся различные формы социальных институтов и организаций. Конкретное общество противопоставляется абстрактному обществу.
Конституционный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Космос – упорядоченное единство мира.
Критерий – признак, являющийся основой классификации.
Критический рационализм – философия социального действия, состоящая в решении конкретных проблем социальной жизни за счет реализации рациональных проектов производственного, культурного, политического развития.
Культура. В научной традиции существуют сотни определений культуры. Практически это означает, что всякий автор, писавший на данную тему, вводил собственную дефиницию. Буквальное значение термина обозначает возделывание и относится к сельскохозяйственным культурам. В современных условиях многие авторы под культурой понимают всю искусственную среду, созданную людьми (так называемую «вторую природу»).
Культурный релятивизм – концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев.
Кумулятивизм – установка ряда направлений истории и философии науки, согласно которой историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Такое понимание роста знания акцентирует его непрерывность, исключает возможность качественных изменений знания.
Логика – учение о законах мышления.
Любовь – эмоционально окрашенное отношение к человеку, предмету, идее, Родине или иному объекту, выражающееся в потребности идентификации с ним.
Марксизм – учение, опирающееся на диалектический и истори-ческий материализм в осмыслении природы, общества, человека.
Массовое общество – общество, характеризующееся стандарти-зацией производства и массовым потреблением, возрастанием численности и роли среднего класса, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры, конформизмом, снижением роли первичных групп, атомизацией, деперсонализацией отношений.
Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвиж-ностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях.
Материализм – воззрение, согласно которому основой и субстанцией всей действительности (материальной и духовной) является материя.
Материя – философское понятие для обозначения реальности, данной человеку в ощущениях, и существует независимо от них.
Метанаука – универсальная наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе общего для них метаязыка.
Метод в широком смысле – способ познания явлений природы и общественной жизни в целях построения и обоснования системы знаний. Метод в узком смысле – регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.
Методология – система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.
Мечта – создаваемый воображением образ желаемого.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.
Мистификация – намеренное введение в заблуждение путем создания иллюзии правдоподобия.
Миф – первая форма мировоззрения: универсальная, синкретическая форма сознания, древние сказания разных народов о героях, фантастических существах, о первоначалах и основаниях мира.
Модальная личность – совокупность относительно устойчивых характеристик личности, типичной в данной общности.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мышление – процесс отражения объективной реальности в умо-заключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.
Наблюдение – общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.
Навык – последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций, выработанная в процессе обучения и тренировки, доведенная до автоматизма, оптимальная для некоторого вида деятельности. В основе формирования навыка лежит образование динамического стереотипа. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. Различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.
Народ – связанная одинаковым происхождением и языком культурно-историческая общность людей.
Народность – тип этноса; исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, выросшая из союза племен и предшествующая образованию нации. Возникновение народностей связано с развитием производительных сил общества, распадом первобытно-общинных отношений, заменой племенных, родственных связей связями территориально-экономическими. В Европе процесс образования народностей завершился в основном в средние века. Мелкие народности могут постепенно сливаться с более крупными и развитыми народностями и нациями.
Настроение – более или менее длительное эмоциональное состояние, придающее определенную окраску всем другим переживаниям человека и оказывающее влияние на его деятельность.
Нативизм – философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи не зависимые от опыта врожденные идеи (категории мышления), с помощью которых он познает мир.
Наука в социологии – социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Наука включает методологию и методы исследования, систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных, систему кооперации и разделения труда, систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность, сообщество ученых, специализированные учреждения: университеты, институты, лаборатории, оборудование и т. д.
Науковедение – научная дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки как системы знаний и социальных институтов, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Научная дисциплина – область знания, характеризующаяся единством года появления основополагающих публикаций, фундаментальных трудов, институтов исследования и обучения, национальных, региональных и международных научных сообществ.
Научная школа – направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т. п.
Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.
Научное сообщество – одно из основных понятий современной философии и социологии науки; обозначает совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и придерживающихся сходных нормативно-ценностных установок, синтез когнитивных и социальных аспектов науки.
Научно-исследовательская программа – серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями.
Научный закон – утверждение устойчивой взаимосвязи между определенными явлениями, неоднократно экспериментально подтвержденное и принятое в качестве истинного для данной сферы реальности.
Научный реализм – общее наименование ряда течений в русле аналитической философии, объединяемых антиинструменталистской и антиконвенционалистской направленностью в трактовке научного знания и его отношения к объективной реальности.
Научный реализм – ряд течений аналитической философии, считающих научное исследование единственно надежным средством получения действительного знания о мире, когда данные наблюдений и экспериментов интерпретируются с помощью специально задаваемых научных теорий.
Национальность – принадлежность индивида к определенной национальной или этнической группе, юридическая принадлежность индивида к тому или иному государству.
Нация – тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.
Ненависть – глубокое эмоциональное отрицательное отношение субъекта к индивиду, группе или иному объекту, характеризующееся чувством гнева, враждебностью, отвращением, желанием причинить ему боль или вред.
Неогегельянство – философское течение, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе диалектического метода и учения о духе Гегеля.
Неокантианство – философское направление, выдвигавшее в качестве основных постулатов следующие: философия должна заниматься критикой познания, познание должно быть ограничено сферой опыта, познание ограничено рядом априорных норм.
Неопозитивизм – современная форма позитивизма с претензией быть унифицированной наукой.
Неотомизм – теологическая доктрина католицизма, пытающаяся примирить догматы веры с требованиями современной науки.
Неофрейдизм – философское направление, в качестве основной посылки использующее идею оздоровления общества через индивида средствами психоанализа.
Неявное знание – эпистемологическое понятие, введенное Полани и обозначающее неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии слой человеческого знания-умения.
Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, мораль-ных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни.
Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.
Ноосфера (от гр. Нус, т. е. ум) – термин введен как однопорядковый с такими понятиями, как литосфера, гидросфера, биосфера. Означает формирование разума в качестве космической силы. Использовался в традиции Русского космизма (Вернадский), а также в традиции неотомизма (Тейяр Де Шарден).
Нормальная наука – понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой – парадигмой. Консенсус – согласие индивидов относительно норм и целей социальной общности, членами которой они являются, а также относительно распределения ролей и вознаграждений внутри этой общности.
Ноумен в феноменологии Э. Гуссерля – умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, отличный от феномена.
Образ – целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов. Образ является идеальным продуктом психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения: ощущения, восприятия и т. д.
Обскурантизм – враждебное отношение к просвещению и науке.
Общественное сознание – отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Общественное сознание – отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Общественно-экономическая формация в марксизме – историичес-ки определенная ступень в развитии человеческого общества, характери-зующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией. Основными общественно-экономическими формациями являются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Общественные науки – совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества.
Общественный идеал – представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющееся конечной целью их стремлений и деятельности.
Общество – а) человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей б) целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.
Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью, целостностью, саморазвитием и наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.
Общество потребления – общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок.
Объективизм – методологическая позиция, согласно которой науке следует воздерживаться от оценочных суждений и идеологических выводов.
Оно в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; совокупность бессознательных процессов, противопоставля-емых сознанию "Я".
Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Операционализм – направление в методологии и философии науки, сочетающее принципы логического позитивизма и прагматизма. В операционализме содержание научных понятий определяется совокупностью экспериментальных измерительных операций.
Опыт – совокупность знаний и умений, приобретенных индивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром.
Организм – целостная система, состоящая из материального субстрата, осуществляющая обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой, являющаяся раздражимой и активно подвижной, проходящая индивидуальный цикл развития, завершающийся ее смертью.
Органическая солидарность по Э.Дюркгейму – тип социальной солидарности, характерный для современного индустриального общества, в котором индивиды, выполняющие частичные функции, становятся все более зависимыми друг от друга.
Открытое общество по К.Попперу – тип общества, характери-зующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.
Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом некоторого объекта или идеи. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам.
Ошибка в широком смысле – непреднамеренное отклонение от истины или правил. Ошибка в узком смысле – отклонение значения измеряемой или теоретически определяемой величины от ее настоящего значения.
Ощущение – фиксация в сознании отдельных сторон, признаков объектов
Пантеизм – учение, обожествляющее мир.
Парадигма – исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Парадигма жестко регламентирует как выбор проблем, так и методы их решения.
Партикуляризм – политическая разобщенность и раздробленность; движение к обособлению и отделению отдельных территориальных единиц государства.
Патристика – философия и теология апостольских и апологети-ческих отцов церкви.
Переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Персонализм – философская школа, утверждающая приоритет личности и ее ценностных ориентиров.
Племя – самый ранний тип этноса; группа людей, объединенных общностью происхождения, языка и родовых отношений. Основной признак племени – его деление на роды и группы родов. Обычно племя имеет свою территорию, начатки экономической общности, племенное самосознание, общий язык, обычаи и т. п., а также племенное само-управление. Развитие человеческого общества, имущественное расслоение соплеменников, возникновение союзов племен, завоевания и переселения племен приводят к образованию народностей.
Повседневное знание – знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте и являющееся ориентировочной основой поведения человека в обыденной жизни. Повседневное знание в феноменологической социологии – основа научного знания и теоретических абстракций.
Позитивизм – направление философской мысли, опирающееся на следующие положения: подлинное знания должны опираться на эмпирические факты, такое знание дает только наука, поэтому и философия должна опираться на данные науки.
Пол особи – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов.
Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Постиндустриальное общество – общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты – технократы, сциентисты.
Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов.
Право – социальный институт; система общеобязательных соци-альных норм, охраняемых силой государства. С помощью права государственная власть регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляет в качестве обязательных определенный круг общественных отношений.
Правовое государство – характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права.
Правосознание – сфера общественного, группового и индиви-дуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и обусловленная правозначимыми ценностями, правопониманием и представлением должного правопорядка.
Прагматизм – философское учение, исследующее связь челове-ческого действия и мыслительных структур, обеспечивающих продук-тивность действия.
Предмет – целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.
Предсознательное – воспоминания, неактуализированные знания и другие мысли, ассоциации и чувства:
Представление – образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Признак – характеристика предмета или явления, по которой его отличают от других предметов или явлений.
Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества. Различают первичную и вторичную природу.
Природа человека – совокупность передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека.
Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.
Пробабилизм в неопозитивистской социологии – характеристика вероятностной природы общественных явлений.
Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Пространство – это форма проявления бытия, которая характери-зуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодейст-вием элементов во всех его системах.
Процесс в широком смысле – последовательная смена в развитии явлений, состояний и изменений. В узком смысле – совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении и понимании субъектом объектов и предметов окружающего мира.
Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
Психоанализ – основанное З. Фрейдом направление психологии и психиатрии. Психоанализ использует технику свободной ассоциации, интерпретации слов, обмолвок и т. д. в целях выявления вытесненных представлений и их устранения.
Публика – формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте. Публика воспринимает информацию с точки зрения этих общих интересов.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.
Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и действия людей.
Рациональность – термин, отождествлявшийся в классической философии по существу с общими понятиями разума, рассудка, совпадая со сферой понятийного дискурсивного мышления. В неклассических моделях (индуктивистская, дедуктивистская, эволюционистская, сетчатая) рациональность понималась как совокупность норм, правил, методов, характеризующих научное исследование.
Революция – коренное качественное изменение, резкий скачкооб-разный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, одна из закономерностей развития явлений природы, общества, познания.
Регресс – направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему; включает моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам; противоположен прогрессу. Регрессу соответ-твуют процессы: деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Религиозная философия – философское течение, опирающееся в своих построениях на понятия, сформировавшиеся в рамках христианства и постулирующих присутствие в мире божественного начала.
Религия – вторая форма мировоззрения и соответствующее ему поведение, определяемое верой в Бога.
Религия – форма общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ). Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления природы, до учения о едином Боге-Творце (монотеизм). Все монотеистические религии имеют много общих черт. По степени охвата населения различают племенные, местные верования, национальные и мировые религии.
Релятивизм – методологический принцип анализа и инвентариза-ции познания, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций.
Релятивизм – принцип интерпретации мировоззренческих, культур-ных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, их замкнутости и несоизмеримости друг с другом; обычно связан с историцизмом и социологизмом, с представлениями о существовании охватывающих и несоизмеримых мировоззрений, «концептуальных каркасов», структурирующих мышление людей определенных эпох и культур.
Рессентимент – новое переживание прежнего чувства, благодаря которому прежнее чувство усиливается.
Римский клуб – общественная организация, созданная с целью понять последствия научно-технической революции. Ориентирована на революцию человеческих качеств.
Род – группа кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской), носящих общее родовое имя.
Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.
Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
Сверх "Я" в психоаналитической теории – один из трех компонен-тов личности, включающий моральные стандарты, запреты и поощрения и возникающий благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом). Сверх "Я" проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины.
Семья – социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми.
Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства в качестве единственного источника знания.
Синтез – в философии Гегеля – высшая ступень развития, разрешающая противоречия предшествующих ступеней.
Синтез – метод научного исследования, состоящий в познании объекта исследования в единстве и взаимосвязи его частей.
Система – объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Систематика – единообразное распределение явлений и объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе отрасли знаний.
Ситус в теории постиндустриального общества – элемент социальной структуры, обозначающий объединение людей по их профессиональной деятельности и общности интересов независимо от их сословной принадлежности (статусов).
Соборность – выражение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного.
Созерцание – эмпирическая ступень познания, основу которой составляет непосредственное чувственное отражение объекта.
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или социальной группы.
София – мудрость, явленная в сотворчестве Бога, мира и человека.
Социальная общность – совокупность индивидов, характеризую-щаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность. Социальными общностями являются общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др.
Социальная реальность – наличное бытие человека; действии-тельность, сотворенная человеком на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование.
Социальная система – целостное образование, основными эле-ментами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.
Социальная среда – часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т. д. Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Различают макросреду – социально-экономическую систему в це-лом и микросреду – непосредственное социальное окружение.
Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними.
Социальная философия – философское учение об обществе, раздел философии, изучающий формы и категории общественного бытия.
Социальное государство – конституционно-правовая характерис-тика государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.
Социальное движение – массовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения. Социальное движение в социологии – более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений.
Социальное действие – форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил этого общества.
Социальный агрегат в широком смысле – совокупность индивидов, семей, кланов и других социальных единиц, которая возникает путем их пространственного сближения, причем эти единицы не изменяются вследствие образования агрегата. Социальный агрегат в узком смысле – совокупность индивидов, разделяющих определенные социальные характеристики, но не являющихся социально организованными.
Социальный идеал – представление о совершенном состоянии социальных объектов, отражающее наиболее значимые ценности той или иной культуры, являющиеся критерием оценки реальности и ориентиром деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом.
Социальный институт – совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальными институтами являются собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.
Социология науки – область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных контекстах, виды научных сообществ, формы коммуникации в науке и т. п.
Спонтанность – самопроизвольность, самодвижение, вызванные внутренними импульсами.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления.
Стихийность и сознательность – категории исторического материализма, характеризующие отношение между объективной исторической закономерностью и целенаправленной деятельностью людей. Под стихийностью разумеется такой ход общественного развития, когда его экономические и социальные законы не осознаются людьми, не находятся под их контролем и зачастую действуют с разрушительной силой природных стихий, осознанные же действия людей •не ведут к осуществлению поставленных целей, а, напротив, приводят к совершенно неожиданным для них результатам.
Страх – эмоция, возникающая в случаях реальной или воображаемой угрозы существованию организма, его ценностям, идеалам и принципам и направленная на источник опасности.
Стремление – чувственное переживание потребности; тяготение к объекту. В зависимости от меры осознания стремление выражается в виде влечения или в виде желания.
Структура – расположение и связь частей, составляющих целое. Структуры различаются: по сфере существования на материальные (физические, биологи-ческие, химические) и идеальные (психические, познавательные, логии-ческие), по характеру связи на порядковые, композиционные, тополо-гические, по направленности на субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей на простые и сложные.
Структурализм – общее обозначение ряда направлений в социогуманитарном знании, связанных с выявлением структуры, т. е. сово-купности отношений между частями целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях.
Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира.
Субъективизм – онтологическая и эпистемологическая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания.
Суждение – установление или отрицание связи между двумя элементами сознания. Суждения бывают априорные (всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта) и апостериорные (случайны и заимствованы из опыта); аналитические и синтетические; общие, частные и единичные; простые и сложные; утвердительные и отрицательные.
Схоластика – школьное направление в западнохристианской философии, в рамках которой развивающаяся наука опиралась на христианские догматы, активно используя теорию двойственной истины.
Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
Сциентизм – претензия на определяющую и универсальную роль науки в деле познания мира.
Тенденция – сравнительно устойчивое направление развития определенного явления, процесса или идеи.
Теология – учение о сущности Бога.
Теория – форма достоверных научных знаний, представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений, дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов, основывающаяся на окружающей реальности.
Теория когерентности – неопозитивистская теория, согласно которой истинность познания основана на согласованности предложений в определенной системе.
Технократия – политический режим, практически реализующий постулаты технократического управления.
Толпа – временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, лишенных ясно осознаваемой общности цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания. Поведение индивидуумов в толпе характеризуется усилением внушаемости, подражательности, эмоциональности и социально-психологического заражения. По характеру поведения различают случайные, экспрессивные, конвенциональные и активные толпы.
Третий мир – понятие Поппера, который различает три «мира»: мир физических объектов, или физических состояний; мир состояний сознания, ментальных состояний и диспозиций к действию; мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства.
Умение – действие, для выполнения которого необходим сознательный самоконтроль. Умение это способность выполнять некоторое действие по определенным правилам.
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок
Универсалии – общие понятия. Спор велся о том, обладают ли общие понятия реальным бытием (реализм) или существуют лишь идеально, как возможное рациональное понятийное познание (номинализм).
Усвоение – процесс приобретения индивидом общественно-исторического опыта, в ходе которого он овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними и нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.
Установка – готовность субъекта действовать тем или иным образом, формирующаяся на основе прошлого опыта, обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности и регулирующая поведение в меняющейся среде. У человека установка является бессознательным психическим состоянием, а ее характеристики определяют направленность восприятия и сознательной обработки сенсорной информации. В зависимости от потребности, на основе которой формируется установка, различают элементарные, социальные, актуальные и фиксированные установки.
Утрата непрерывности сознания "Я" – прекращение осознания индивидом единства своей личности, идентичной в прошлом и настоящем.
Фаллибилизм – тезис о том, что человеческое познание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития - метод проб и ошибок.
Фальсификация – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики.
Фальсифицируемости принцип предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости, принятому в неопозитивизме. Фальсифицируемой теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. Таким образом, только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.
Феномен в феноменологии Э. Гуссерля – идеальная сущность; объект чувственного созерцания.
Феноменология – философское учение, ключевые идеи которого связаны с такими понятиями, как интенциональность, феноменологическая и трансцендентальная редукция, трансцендентальный субъект.
Физикализм – неопозитивистская концепция, согласно которой истинность утверждений любой науки зависит от возможности перевести их на язык физики в целях унификации всех наук на базе универсального языка.
Философия – исторически изменяющаяся, предельная и многоуров-невая теоретически-рефлексивная форма общественного сознания, изучающая наиболее общие проблемы взаимосвязи человека и мира, законы развития природы, общества и человека, особенности его познавательной, творчески-преобразовательной деятельности.
Философия жизни – философское направление, обращающееся к понятию жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания.
Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.
Философия науки – раздел философского знания, занимающийся исследованием структуры научного знания, средств и методов научного познания. Опирается, с одной стороны, на различные концепции теории познания, с другой стороны, – на частные науки, откуда черпает материал для методологических обобщений.
Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения.
Финализация науки – концепция, объясняющая то, как социальные запросы и цели могут из «внешних» для науки становиться «внутренними» факторами развития знания.
Формационная модель – это такая модель развития общества, которая основывается на единстве исторического времени для всех участников исторического процесса и общезначимости законов развития общества для всех народов и культур. К формационным можно отнести модели развития исторического процесса Гегеля, Конта, Маркса и др.
Формация – стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая этой стадии и определяемая способом производства.
Франкфуртская школа – философия критической направленности, объединяющая идеи философии жизни и традиции диалектического философствования от Гегеля до Маркса.
Фундаментализм обозначает эпистемологическую позицию, которая утверждает, что существуют некоторые последние, далее неразложимые основания достоверного знания.
Ценности в общем смысле слова – все то, достижение чего может быть желанно для человека. Под моральными ценностями понимаются нормы поведения людей, принимаемые обществом за идеал.
Ценностная ориентация – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение. В теории Парсонса различают пары ценностных ориентаций, регулирующих выбор альтернатив действия: аффективная либо аффективно-нейтральная; специфичная либо диффузная; универсальная либо партикулярная; коллективная либо индивидуальная; ориентация на предписание либо на достижение цели.
Цикл – совокупность взаимосвязанных явлений или процессов, образующих законченный круг развития.
Человек – субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.
Человеческая раса – исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т. п.
Человечество – вся совокупность людей, населяющих Землю. Человечество представляет собой единый биологический вид.
Чувства – дифференцированные и устойчивые эмоции, возни-кающие на основе высших социальных потребностей человека.
Эволюция – развитие явления или процесса в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов или при сохранении качественной определенности в ходе качественно-количественных изменений.
Эго - в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; часть психического аппарата, выделившаяся в процессе эволюции из "Оно". Эго является организованной, осознаваемой частью психики, центром сознания, живущего в соответствии с принципом реальности.
Эгоизм – ценностная ориентация; морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов пренебрегающего интересами других, относящегося к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей.
Экзальтация в физиологии – кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся затем фазой несколько сниженной возбудимости.
Экзистенциализм – философское учение, выдвигающее на перед-ний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускаю-щую дискурсивного выражения.
Экономика – развивающиеся в рамках общественно-исторической формации на базе сложившихся производительных сил и производственных отношений стратегия и тактика хозяйственной деятельности, охватывающие все звенья товарного производства, распределения, товародвижения и потребления материальных благ.
Эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Экспертные оценки – основанные на суждениях специалистов количественные или бальные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.
Экспрессивные отношения – социальные отношения, возникающие, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним.
Экстернализм – течение в историографии и философии науки, утверждающее, что основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности, которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки – структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития.
Эмоции – реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувственности и переживаний. Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Различают положительные и отрицательные эмоции.
Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувствен-ный опыт источником знания.
Эмпиризм – направление в теории познания, рассматривающее чувственный опыт как важнейший источник и критерий познания, а формы мышления как исключительно субъективный способ систе-матизации представлений.
Эмпириокритицизм – философия чистого опыта, рассматривала философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные.
Эмпирическое и теоретическое – научные категории для обозначения двух взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект. Теоретическое исследование представляет собой логическую конструкцию действительности посредством идеализации. Теоретическое исследование направлено на построение теории.
Энтропия – мера внутренней неупорядоченности информационной системы. Энтропия увеличивается при хаотическом распределении информационных ресурсов и уменьшается при их упорядочении.
Эпистема в концепции Фуко – это общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания, порождаются отдельные идеи и концепции.
Эпистемология – учение о знании, раздел философии, изучающий структуры и формы знания.
Эстетика - это философское изучение о понятии и форме прекрасного в искусстве, природе, человеческой жизни
Этатизация – огосударствление; процесс экспансии государства, его учреждений на все сферы жизни общества.
Этика от гр. Этос, т. е. нрав, обычай – есть наука, изучающая нравственные ценности человека.
Этническая идентификация – процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе. Этническая идентификация выражается в установлении духовной взаимосвязи между собой и своим народом, в переживании чувства принадлежности к национальной культуре.
Этногенез – процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование ее этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Этнос – исторически возникшая устойчивая социальная группи-ровка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность самосознания – сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка и культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).
Этос науки – понятие философии и социологии науки, обозна-чающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.
Я-концепция – целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты: когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуни-чижение и т. д., оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.