пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Феномен сознания как философская проблема

Сознание - это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

Сознание - это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.

Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: познание (одной из форм существования сознания является знание) и практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

Ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:

оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;

оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы;

оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;

оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;

оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.

В жизни возникли и развились, по меньшей мере, две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими - это религия и искусство.

Бытие и сознание.

Сознание - это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие - общее понятие о существовании, о сущем вообще. Это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания - это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Важно понять, что отличие между материальным и духовным, объективным и субъективным составляет некий "нерв" любого конкретного философского вопроса или размышления независимо от того, отдает ли себе в этом отчет тот, кто философствует. Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат: наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны и людей, с другой стороны. А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания - позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания - позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания "вовне" и "вовнутрь", т.е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;

эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, - эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Сознание, самосознание и рефлексия.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания: ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление.

Компоненты структуры сознания - чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе. Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: "сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня".

Человек осознает себя: через созданную им материальную и духовную культуру; ощущения своего собственного тела, движений, действий; общение и взаимодействие с другими людьми.

Формирование самосознания заключается: в непосредственном общении людей друг с другом; в их оценочных отношениях; в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку; в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Сознание, язык, общение.

Язык - наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.  Две основных функции языка: служить средством общения и служить орудием мышления. Речь - это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т.п.), осуществляющийся с помощью языка.

Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями. Сознание является отражением действительности, а язык - ее обозначением и выражением в мысли. Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств. Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм. Знак - это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Проблематика сознания у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, К. Маркса, А. Бергсона, У. Джеймса.

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Артур Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении.

Интуиция - это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции. Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.

Фридрих Ницше (1844-1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше - это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. По мнению Ницше, в сознании соединяются: античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него; личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали "сверхчеловека" взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. Мир, по мнению Ницше это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак – становление и мир - это воля к власти.

Карл Маркс (1818-1883). Карл Маркс был родоначальником идеи вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего - экономическими. По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание - это осознанное бытие. Карл Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями. Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т.е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей.

Анри Бергсон (1859-1941). Анри Бергсон - один из ярчайших представителей философии жизни. Бергсон в своей философии обращался к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, которое показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т.е. непрерывная изменчивость состояний. Учение Бергсона о природе сознания и условиях возможности открытого общества в свое время было охарактеризовано как революция в философии.

Уильям Джеймс (1842-1910). Уильям Джеймс - североамериканский философ, по его мнению, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру. Одна из наиболее известных работ Джеймса - "Существует ли сознание", в ней философ отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему-либо. По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, являющихся нам последней реальностью, данной нам в опыте.

Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм, сознание и бессознательное.

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.

Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и концепции: "Массовая психология и анализ человеческого "Я""; "По ту сторону принципа удовольствия"; ""Я" и „Оно“"; "Психология бессознательного"; "Неудовлетворенность в культуре"; "Цивилизация и анализ человеческого "Я"" и др.

Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений. Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного - принципу реальности. Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект - это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является "либидо" (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

В своем психоанализе Фрейд рассмотрел: формирование религиозных культов и обрядов; появление искусства и общественных институтов; возникновение науки; саморазвитие человечества.

Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго). Оно - это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.

Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы: влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения); половые инстинкты (инстинкты жизни).

Фрейд предлагает рассматривать сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как нечто "надсознательное" (Оно), которое содержит импульсивные влечения и страсти.

Подсознательная сфера проявляет себя в областях: анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.); ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм - направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:

Европейская традиция COGITO.

Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект-объектных реляций. Уточнение истины в традиции сogito осуществляется соответствием: слова субъекта должны соответствовать его суждению; суждения субъекта должны соответствовать действительности.

Понятие, введённое в философию Р. Декартом,обозначающее всякий рефлексивный акт сознания субъекта, то есть акт сознания — представление, мысль,желание и т. п. — в наличии которого субъект отдаёт себе отчёт, «обнаружение сознанием себя самого в любом из своих опытов».

Сам Декарт писал , что в cogito , помимо мышления (разума), входят также любые акты воли, чувства и воображения: Вещь мыслящая, что же это значит? Вещь сомневающаяся, осознающая, утверждающая, отрицающая, желающая и не желающая, а также — воображающая и чувствующая.

Гуссерль поясняет: «Все относящееся к миру, все пространственно-временное бытие есть для меня, значимо для меня, именно благодаря тому, что я познаю его в опыте, воспринимаю, вспоминаю его, сужу или как-либо думаю о нём, оцениваю его, желаю и т. п. Все это, как известно, Декарт называет cogito » . Cogito  — это «все комплексы спонтанностей моего сознания, многообразно переменчивые, — наблюдение и исследование, экспликация и приведение к понятиям при описании, сравнивание и различение, складывание и подсчитывание, предполагание и выведение, — короче говоря, любые спонтанности теоретизирующего сознания в его различных формах и на его различных ступенях. Равным образом и многоликие акты и состояния душевного строя и воления — нравиться или не нравиться, радоваться и печаловаться, вожделеть и избегать, надеяться и страшиться, решаться и действовать. Все они — причисляя сюда же и простые акты „я“, в каких я сознаю мир непосредственно наличный в спонтанном обращении к нему и схватывании его — обнимаются Картезиевым выражением cogito » .

Первым теоретиком cogito называют Августина , который более чем за тысячу лет до Декарта в книге « О граде Божьем » (кн. XI, 26) сформулировал положение Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я существую»).

Б. Паскаль говорил, что если вдруг на меня обрушится вся вселенная, то я всё равно буду выше её, потому что она не знает, что хочет меня уничтожить, а я — знаю, имею cogito [ источник не указан 1838 дней ] .

Лейбниц попытался затем представить cogito лишь как высокую степень апперцепции, в отличие от неясных перцепций.

Э. Гуссерль в XX веке вновь вернулся к идее cogito . Гуссерль считал, что, зафиксировав концепт cogito , Декарт совершил важное открытие, но не сделал из него надлежащих выводов и поэтому поспешил ввести в свою философию по сути схоластическиеметафизические понятия ( Бога , истины и т. п.), чем предал идею беспредпосылочной философии и уклонился от начертанного им ранее пути. Именно cogito , будучи самоочевидным «троном» его трансцендентального субъекта, становится у Гуссерля сердцевиной философской системы .

Ж.-П. Сартр , которого называют «последним представителем „великой традиции философии cogito “», «модифицирует картезианское рефлексивное cogito в свой вариант самосознательного единства опыта человека на основе идеи дорефлексивногоcogito как „закона жизни сознания“, непременного спутника всех человеческих состояний, решений и актов и как, в конечном счёте, онтологического условия картезианского, рефлексивного cogito ».

 

 

Отказ от проблематики сознания.

Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были: Джон Дьюи (1859-1952); Мартин Хайдеггер (1889-1976); Людвиг Витгенштейн (1889-1951).

Джон Дьюи - американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.

Прагматизм - направление в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Основным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.

Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, - инструментализм. Инструментализм - направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.

По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.

Мартин Хайдеггер - немецкий философ, сторонник экзистенциализма. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - "философия существования", одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути?

Людвиг Витгенштейн - австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн развивал идеи лингвистической философии, разрабатывал проблемы математической логики, анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.

Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире.

Главное произведение позднего периода Витгенштейна - "Философские исследования", в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо "терапевтическая" - устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.

Тема сознания в русской философии XIX-XX вв.

История русской литературы является богатым культурно-историческим феноменом.

Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был "золотым веком" в истории русской духовности, веком классики и универсализма. Этому столетию присущ органический синтез философской мысли и художественного слова. Начало русской классической философии положило творчество Чаадаева (1794-1856). В его "Философских письмах" с религиозной точки зрения были поставлены вопросы: Каковы особенности исторического развития России и Западной Европы? Что такое русское национальное самосознание? Философская политика Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных течений - славянофильства и западничества.

Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом русской православной религии.

В истории русской философии, которая всегда уделяла большое внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828-1903), поставившему в основу всей своей системы идею "всеобщего спасения". Отличительной особенностью мысли Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известной работе "Философия общего дела" звучит призыв к "действию", а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - один из ярчайших представителей русской религиозной философии. Для социального переустройства общества, согласно Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России это связано с утверждением "русской идеи". По мнению Бердяева, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, который пронизывает все общество, его культуру, сознание. Суть национальной русской идеи - осуществление царства Божия на земле. Бердяев с критикой относится к крайностям и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, по его мнению, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она находится в центре этих миров и должна сознавать себя "Востоко-Западом", соединителем, а не разделителем их.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он стал основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания.

Главной идеей Соловьева является идея "всеединого сущего". Предельно высшее единство сущего, согласно Соловьеву, - это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.


20.06.2016; 13:25
хиты: 68
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь