пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

53.Основной вопрос философии и философские школы

Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Есть две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.Онтологическая (бытийная) заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?Суть гносеологической (познавательной: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? При рассмотрении онтологической стороны выделяют направления: объективный и субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм; гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм. Онтологическую сторону представляют: материализм(в отношениях материи и сознания первичной является материя=> материя реально существует; материя существует независимо от сознания; она является самостоятельной субстанцией; сознание определяется материей. Демокрит, Фалес, Бэкон, Локк; Спиноза, Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин); идеализм(направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание. Бывает объективный (реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей" (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) и субъективный (идеи существуют в разуме человека; все существует только в сознании познающего субъекта (Беркли, Юм)); дуализм(основан Декартом. существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная) Деизм — направление в философии, сторонники которогопризнавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. . Гносеологическая сторона: эмпиризмом (Ф. Бэкон. в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения); рационализмом(Р. Декарт. истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта).В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр.Мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.) Представители гностицизма считают, что: мир познаваем; возможности познания неограничены. Агностики ститают: мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Общественное бытие – понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. особое место занимает концепция производственных отношений. Производственные отношения выступают как базис для многообразных форм общественного сознания. Общество – не просто совокупность людей. общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она отличается от природной реальности и не сводима к последней. общество есть диссипативная система, т.е. открытая динамическая система, взаимодействующая с окружающей средой и сохраняющая свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. общество, его структура возникает, сохраняется и усложняется в результате происходящих в нем внутренних процессов.

 


23.06.2016; 17:47
хиты: 94
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь