пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

69. Развитие государственного строя в Японии в конце 19 - начале 20 века.

I. В середине 19в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя,  сдерживавшего  дальнейшее  развитие страны.  Основные  сельскохозяйственные  земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов - князей (дайме),  которые с помощью вассалов управляли своими владениями. В  стране  почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Ухудшилось внешнеполитическое положение страны. Появилась реальная угроза превращения страны в  полуколонию. В этот период главой государства   номинально  считался  император,  но  реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного  управления, бесконтрольно осуществлял исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции.

Пост сёгуна занимали представители дома Токугава (с 17в.) - самого богатого феодального клана страны,  противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения:  свергнуть  сёгунат,  восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. Руководители движения потребовали у сёгуна немедленной передача  верховной власти  императору (15-летнему  Муцухито). Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев-сторонников императора.  Было  официально объявлено  о  восстановлении  императорской власти. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи - название времени правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно радикальным кругам дворянства,  связанным с императорским двором.

II. Во исполнение обещания импера­тор "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию, от­менить или изменить которую мог только он сам.Конституция (а также ее официальный коммен­тарий), представляла собой умелое переложение принци­пов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего прусской Конституции 1850 г.).Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к "единственной и не­прерывной во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "свя­щенной и неприкосновенной". Император как глава госу­дарства имел право объявлять войну и мир, заключать до­говоры, созывать и распускать парламент, руководить во­оруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законода­тельная власть также вверялась "им­ператору и парламенту". Император утверждал за­коны и предписывал их исполнение. Сам император был ответственен только пе­ред Богом, чему противоречило требо­вание Конституции осуществлять им свою власть "в соответствии с Конституцией". Видимость этого проти­воречия устранялась главным конституционным постула­том, что сама конституция - "божественный дар" импе­раторского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, правительству, подданным.Конституция и построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем перечня прав парламента, прави­тельства, а также прав и свобод подданных. Конституции за­прещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Женщины и военнослужащие не полу­чили избирательных прав.

 

 


20.06.2016; 02:25
хиты: 94
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь