Территорию Аттики в конце 2 тыс. до н.э. населяли четыре племени, во главе у каждого стояли вожди — базилевсы, народное собрание — экклесия, совет старейшин. С развитием производящей экономики происходят изменения в родоплеменной общине. Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы Тесея (легендарного героя) в VIII в. до н.э. В результате племена Аттики объединились в единый афинский народ с единым Советом для управления (синойкизм). Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Складывается социальная структура: эвпатриды — благородные (верхушка); геоморы — земледельцы; демиурги — ремесленники; феты — зависимое население, рабы. Ухудшается положение мелких землевладельцев — они закладывают за долги землю. Широкое развитие получает долговая кабала — должник может быть продан в рабство за границу. Постепенно эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам —архонтам. С VII в. до н.э. избирается коллегия из 9 архонтов для руководства всей страной. В VIII в. до н.э. появляется новый орган публичного управления —ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть, в него входили все бывшие и действующие архонты.