Стиль модерн – это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств.
В 90-х годах развивается жанровая живопись, по-новому раскрывается крестьянская тема. Раскол в сельской общине подчеркнуто обличительно изображает С А Коровин в картине «На миру». Безысходность существования в тяжелом изнуряющем труде сумел показать Абрам Ефимович Архипов в картине «Прачки». Для Иванова характерны резкие светотеневые контрасты, выразительный контур предметов, известная плоскостность изображения.
АП Рябушкин работает в историко-бытовом жанре. «Свадебный поезд в Москве», «Едут.» – это бытовые сцены из жизни Москвы XVII столетия. Художник любуется ушедшим миром XVII в., что приводит к тонкой стилизации, далекой от монументализма. Стилизация сказывается у Рябушкина в плоскостности изображения, в колорите, построенном на ярких мажорных цветах, в общем декоративном решении. Большое внимание уделяет пейзажу в своих исторических композициях Васнецов. Его любимой темой также является XVII век, но не бытовые сцены, а архитектура Москвы. Новый тип картины создал Малявин. Картины его всегда экспрессивны«Смех», «Вихрь» – это реалистическое изображение крестьянских девушек, заразительно звонко смеющихся или безудержно несущихся в хороводе. К теме Древней Руси, как и ряд мастеров до него, обращается М В Нестеров, образ Руси предстает в картинах художника как идеальный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой. в «Великом постриге»: плоскостные фигуры, обобщенные силуэты, ритуальный ритм светлых и темных пятен – фигур и пейзажа с его светлыми березами и почти черными елями. Левитан, по сути, завершил искания передвижников в пейзаже. Новое слово на рубеже веков предстояло сказать К.А. Коровину, В.А. Серову и М.А. Врубелю.
Черты импрессионистической этюдности, поразительный артистизм сохраняет Коровин прежде всего в портрете и натюрморте.
Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи на рубеже веков явился В А Серов. Его «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем»–целый этап в русской живописи. Эти образы пронизаны ощущением радости жизни, светлого чувства бытия, яркой победной юности.
Творчество Врубеля ярче других отразило противоречия и мучительные метания рубежной эпохи. Сидящий демон.Ведущим художником «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов. Он облачает модели в старинные костюмы, придает их облику черты тайного страдания, грусти и мечтательности, болезненной надломленности.Раньше всех в «Мире искусства» Сомов обратился к темам прошлого, к интерпретации XVIII в. Особое место в «Мире искусства» занимает Н К Рерих. Знаток философии и этнографии Востока, археолог-ученый. «Небесный бой», «Сеча при Керженце».Кустодиеву тоже свойственна стилизация, но это стилизация народного лубка. «Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Купчиха»
Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Добужинский, Юон.
Борисов-Мусатов, П. Кузнецов М. Сарьян, А. В. Куприн.