Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский живописец. Учился в юности у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств. Тв-во Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" "Девушка, освещенная солнцем". В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма.
С к19в портрет стал основным жанром в творчестве Серова. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. А. Римского-Корсакова).
Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. Одновр развивалось противоположное напр-е: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В сер1900-х годов Серов создает несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, (портреты М. Горького Ф. И. Шаляпина).
В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов дает собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. �ст вздохов»
ИЛИ
Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным. Близость Серова к русской художественной культуре предшествующего периода сказывается и в обращении художника к социально-психологическому анализу явлений действительности, характерному для искусства второй половины XIX века. Недаром Серов был учеником Репина. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова.
Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.
Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин
портрет Левитана
портрет николая 2
Юсупова
портрет ермоловой