пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Росписи в Ярославских церквях XVII в

Начиная с 70 годов 17 века в Ярославле создаются уникальные циклы храмовых росписей, под исполнением которых трудятся лучшие отечественные мастера. В ярославских посадских церквах 17 века фрески покрывают стены от сводов до самого пола. Они украшают храм, алтарь, приделы, галереи паперти, даже лестничные всходы. Сюжетные композиции подробно комментируются надписями. Оконные и дверные проёмы, низ стен украшены орнаментами. В колорите фресок господствуют радостные золотисто-жёлтые, розово-красные, пурпурные, звонкие голубые и синие краски. В композициях ощущается использование западных образцов. В стенописях ярославских храмов кроме библейских сцен воспеваются труд ремесленников и земледельцев, показывается жизнь обычного народа. Одним из ярких примеров Ярославльской росписи является храм Ильи Пророка. Среди живописцев, работавших над внутренним убранством, значатся костромской икононописецСила Савин. Роспись ярославской церкви содержит множество бытовых сцен (сц из жития пророка елисея жатва). Росписи церкви Ильи Пророка отражают особенности формирования ярославской традиции монументального искусства. Можно выделить стилевые особенности разных участков стенописи. Если композиции сводов, столбов, отмечены строгостью, монументальностью, величественной простотой, то живопись храмовых ярусов тяготеет к жанровости, занимательному рассказу, повышенной орнаментике и динамике. Стенописи церкви Ильи Пророка - одна из последних совместных работ костромских и ярославских художников, в них были заложены основы перемены стиля ярославской живописи от монументального к декоративно - повествовательному. Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства, они вписали ярчайшую страницу в развитие ярославской стенописной традиции. Ильинские росписи оказали заметное влияние на формирование ярославской школы живописи.

 

ИЛИ

 

 

церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

  • ). Наиболее совершенное выражение этот стиль получил в 1694—1695 годах в работе Дмитрия Плеханова с товарищами в росписях церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Последнюю роспись надо признать вершиной самобытного творчества ярославской школы, а вместе с ней и всего русского стенописного искусства XVII века

·       Толчковсковские фрески огромны по размерам и численности. На стенах, галереях, столпах, сводах, оконных откосов запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает Предтеченскую церковь выдающимся памятником по иконографии и составу росписей. Это настоящая энциклопедия библейских и евангельских сюжетов, от Сотворения мира до предстоящего Страшного суда.

·       Помимо сюжетов, почерпнутых из Ветхого и Нового заветов, мастера обращались к поучениям Отцов Церкви, апокрифам, житиям святых. Литературными источниками также послужили сочинения западного и восточно-византийского происхождения

·       Общая программа росписи храма была тщательно продумана. В алтаре помещено 18 композиций, посвященных «Толкованию литургии». Этот цикл наиболее полный в восточно-христианском искусстве. Алтарные фрески отразили злободневную для своего времени дискуссию между православными христианами и католиками о причастии и «преосуществлении Святых даров»

·       Для толчковских фресковых росписей характерна динамика и повышенная эмоциональность. Они пронизаны мирским духом, интересом к земной, плотской реальности. По мнению Г.К. Вагнера это «образец развитого декоративно-повествовательного стиля конца XVII в

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле( савин и никитин)

  • Стенописи Ильинской церкви выполнены в смешанной технике - фресковой живописи (красками, разведенными на воде, по сырому известковому грунту) и темперной (красками на клеевой или яичной основе по сухой штукатурке).
  • Одной из особенностей Ильинской росписи является логическая связь между ярусами, хотя они представляют собой самостоятельные тематические циклы.
  • Росписи церкви Ильи Пророка, поражающие радостным, светлым настроением и ощущением полноты жизни, отражают особенности формирования ярославской традиции монументального искусства. Яркие, многокрасочные композиции закрывают все плоскости огромного внутреннего пространства церкви, создавая впечатление орнаментального, "нарядного ковра мастерски подобранных красок" ). Художникам удалось добиться необычайной красоты колорита. Звучная гамма чистых золотисто - охристых, лазурных, голубых, малиновых тонов придает живописи декоративный характер, свойственный искусству Ярославля XVII в. (). Декоративное начало подчеркивается богатством и разнообразием орнаментов на утвари, одежде, мебели и т.д. (Великолепный травный орнаментальный пояс вызвал немало подражаний в росписях других ярославских храмов (Декоративность стенописи усиливает волнообразный ритм построения ряда композиций: чередование главных эпизодов, придвинутых к нижнему краю живописной ленты, и второстепенных, данных в уменьшенном виде выше на плоскости стены (
  • Ильинские росписи оказали заметное влияние на формирование ярославской школы живописи. В целом ряде последующих работ местных мастеров конца XVII - начала XVIII вв.видно подражание ее орнаментальному ярусу

 

0SZ7IUf1Nuo.jpg

6gkigjJwmeU.jpg

 


23.06.2016; 23:00
хиты: 112
рейтинг:0
Общественные науки
науки о гендере и сексуальности
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь