пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Московская школа иконописи

Возникновение Мскшк тесно связано с иконописью Владимиро-Суздальской Руси XIV-XV веков. Пер расцвМскшк - с XV по XVI век. Она вобрала в себя традиции, хар для отечшк, в т.ч. и для южнославтеч, которые тесно связаны с виз иск. В УспенсСобМскКрсохр 2 иконы, явл яркими примерами иконописи того пер - "Спас Оплечный" и "Спас Ярое Око". К этому пер относятся работы Феофана Грека («Архангел Гавриил» «Св Петр» «Вас Великий» Икона «Спас на престоле» - благовещсобмсккр) и Андрея Рублева (Благовещение, Преображение, Рождество – праздн чин благовещсоб в мск, успение – сошествие во ад, ап. звери), который широко известен благодаря своей иконе Троицы. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. С 70-х годов начинает работать Дионисий (встрмарии и елизав,богом с млад и анг, митрополит петр/алексий с житием). И ему нравилось передавать в иконах и фресках силу мудрости, добролюбия, смирение. В его работах пробиваются и новые тенденции. Это прежде всего усиление каноничности художественного мышления, проявляющееся в повторяемости одних и тех же мотивов движения и художественных приемов. В лицах святых появляется нечто однообразное, снижающее их психологическую выразительность, в пропорциях и очерках фигур обнаруживается неведомая Рублеву хрупкость, порою носящая несколько нарочитый характер. Таким образом, расцвет деятельности художника падает на 60–90-е годы XV века и завершается хорошо сохранившейся росписью Ферапонтова монастыря, которая в основной своей части должна была быть выполнена, из-за преклонного возраста мастера, не столько им самим, сколько его сыновьями и помощниками.

 

ИЛИ

 

Периодом расцвета Московской школы считается период с XV по XVI век. Она вобрала в себя характерные традиции, характерные для отечественных школ, в том числе и для южнославянских течений, которые тесно связаны с византийским искусством. В Успенском Соборе Московского Кремля сохранились две иконы, являющиеся яркими примерами иконописи того периода - "Спас Оплечный" и "Спас Ярое Око". К этому периоду относятся работы Феофана Грека и Андрея Рублева, который широко известен благодаря своей иконе Троицы. Особым почитанием пользовалась Троица у Сергия Радонежского, который считал ее символом согласия и мира. Большая часть монастырей и храмов, основанных его последователями и учениками, получили названия Троицких. Во многом благодаря этому изображения Троицы получили такую широкую популярность на Руси и часто выполняли функцию храмовых образов. Еще одной причиной повышенного интереса к Троице в то время являлись ереси.
Во время написания Рублевым его Троицы, она вызывала к себе пристальное внимание и интерес современников. Он понимал всю сложность, поставленной пред ним задачи, которая состояла не просто в каноническом изображении святой Троицы – ему было необходимо максимально однозначно продемонстрировать равенство трех ее лиц в назидание инакомыслящим. Активное участие в такой постановке вопроса принимал заказчик иконы, который являлся настоятелем Троицкого монастыря. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что вся философская глубина и многогранность рублевской «Троицы» связана исключительно с еретическими настроениями тех времен и необходимостью их подавления. Скорее они помогают максимально глубоко прочувствовать атмосферу, которая окружала художника во время работы над иконой. Возможно, общественные настроения тех времен в какой-то мере стимулировали Рублева к приложению всех творческих сил при создании «Троицы», но вся глубина художественного замысла мастера не может уложиться в этот вариант.
Определенный круг специалистов долгое время усматривал в иконе Троицы итальянское и готическое влияние. Ее сравнивали с произведениями сиенских мастеров Симоне Мартини и Дуччо, находя определенное сходство в ангелах Рублева с образами этих живописцев. Такое мнение преобладало достаточно продолжительный период времени, но новейшие исследования позволяют с полной уверенностью утверждать о том, что Рублев не был знаком с итальянскими произведениями искусства, и  как следствие не мог поддаться их влиянию. Как было установлено дополнительно, свое вдохновение Рублев черпал из столичной византийской живописи палеологовской эпохи. Именно в ней просматриваются элегантные фигуры ангелов Рублева, использование склоненных голов и прямоугольная трапезная. Несмотря на довольно заметную художественную преемственность, Рублеву удалось создать нечто абсолютно новое в рамках традиционного иконографического типа.
Особого внимания достойна оригинальная техника изображения человеческих фигур и одежд, характерная для Московской школы. Старые мастера умели совместить математически идеальные линии силуэта с причудливым нагромождением складок одежды и добиться удивительной гармонии образа.

  • На Русь Феофан прибыл не позднее 1378 года, в расцвете своего таланта.
  • С появлением на исторической сцене Андрея Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории московской иконописи. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Однако по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом Феофана. Ему остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Идеалы Рублева были иными — более созерцательными, более просветленными. 
  • С 70-х годов начинает работать Дионисий, наиболее прославленный мастер зрелого XV — раннего XVI века. В искусстве Дионисия очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. И он, подобно Рублеву, стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал к очищению и нравственному совершенствованию. И его влекло к себе состояние внутренней сосредоточенности. И ему нравилось передавать в иконах и фресках силу мудрости, добротолюбие, смирение. Все это в какой-то мере сближает его с Рублевым. Но в его работах настойчиво пробиваются и новые тенденции. Это прежде всего усиление каноничности художественного мышления, проявляющееся в повторяемости одних и тех же мотивов движения и художественных приемов. В лицах святых появляется нечто однообразное, снижающее их психологическую выразительность, в пропорциях и очерках фигур обнаруживается неведомая Рублеву хрупкость, порою носящая несколько нарочитый характер. Все, что было в искусстве XIV века волевым и сильным, уступает у Дионисия место особой мягкости и гармонической закругленности форм. Так, «светлость» Рублева незаметно переходит у Дионисия в «праздничность», что уже само по себе означает снижение высокой одухотворенности иконного образа.

23.06.2016; 22:51
хиты: 74
рейтинг:0
Общественные науки
науки о гендере и сексуальности
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь