Классицизм (от лат. classicus- образцовый)- творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном.
- Классицизм ХVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период, в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» французского поэта Никола Буало (1626-1711) сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумно организованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека, как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Во многом классицизм опирался на античное искусство[2] (Аристотель, Гораций), беря его за идеальный эстетический образец, «золотой век»[1][3]. Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса[4].
Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве:
- художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума;
- художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру;
- главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.
Идеалы исторических периодов искусства прошлого.
Болонская школа живописи — несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия-Романья в XVI—XVIII вв. и соперничавших с другими художественными центрами Италии — Флоренцией (Флорентийская школа живописи) и Римом.
Самыми значительными её представителями были братья Карраччи, и прежде всего — Лодовико, учредивший Академию искусств, (итал. Accademia degli Incamminati), и открывший этим путь академизму в искусстве, а позднее — мастера эпохи барокко: Доменикино, Гверчино и Гвидо Рени.
Рассуждали о том, каким должно быть искусство. Выявили авторитеты в искусстве прошлого и подражали их стилю.Большое внимание уделялось работе с натурой.
Деятельность Николя Пуссена.
Теория классицизма:
- Главные виды: архитектура, скульптура, живопись
- Главные жанры: Исторический, Мифологический, религиозный и второстепенный-портрет. Меньше всего достоин внимания пейзаж и натюоморт.
- Обязательны для включения 3 цвета спектра.
В основе любого изобразительного искусства лежит качественый рисунок. Композиция должна быть многоплановой, развивающейся в пространстве.
Принципы классического пейзажа: Обязательным является сюжет, который отражен в названии картины. Обязательно включение архитектуры в природный ландшафт.
Классицизмом называется художественное направление в искусстве и литературе 17-18-го веков. Для этого направления характерны такие черты, как строгое соблюдение норм и правил, и высокая гражданская тематика. Зарождение классицизма было обусловлено борьбой против высшего барокко.
Своего апогея классицизм достиг в семнадцатом столетии во Франции: в поэзии благодаря Лафонтену, в драматургии – Расину, Мольеру и Корнелю, а в живописи за счет трудов Пуссена. Это направление литературного искусства характеризуется использованием сословного принципа к разным жанрам.
Похищение сабинянок. Никола Пуссен
Поэтика классицизма «разбила» все жанры на «низкие» (басня, комедия, сатира и т.д.) и «высокие» (ода, трагедия, эпопея). При чем разграничила она их по сословному признаку: в низком жанре вступали исключительно простые люди, а в высоком могли принимать участие только принцы, короли, полководцы и придворные. Герои комедии должны были только смешить зрителей, а герои трагедии имели право прикасаться к ним. Кроме того, сословное разделение жанров находило выражение также в различии слога и языка. Таким образом, трагедия писалась обязательно поэтическим, высоким слогом и была абсолютно лишена обычных бытовых понятий и даже слов. Французская трагедия семнадцатого столетия – это трагедия героического действия, она не допускает лирического, фантастического и чудесного.
Главной характерной чертой классицизма называют нормативность и строгое следование всем правилам классицистической доктрины. Нормативность стоит воспринимать как результат отсутствия в классицизме абсолютной опоры на разум и историческое мышление. Классицисты того времени верили, что неизменные и вечные, единые для всего общества законы разума создают в сфере искусства «хороший вкус».
Во всех произведениях в стиле классицизма все должно быть основано на разуме и оправдано здравым смыслом. Возвышенные, благородные чувства героев отображались в пространных монологах.
Главные принципы классицизма:
- Главная задача – становление и укрепление абсолютной монархии;
- Прекрасным считается лишь то, что разумно. Разум – основа всего;
- Главная тема заключается в конфликте гражданских и личных интересов, а также чувств и долга;
- Высшее достоинство человека – это беспрекословное служение государственной идее;
- Античность – как образец наследования;
- Подражание «приукрашенной» природе;
- Красота – главная героиня.