Общие особенности состоят в том, что они носили умозрительный характер, которые никогда не проверялись эмпирически: нельзя было ни подтвердить, нельзя опровергнуть. Психология народов появляется в Германии, в основе ее лежит теория Гегеля – «народный дух». Это так называемая сверхиндивидуальная душа, кот. подчиняется сверхиндивидуальной целостности – народу. Создателями психологии народов является философ Лацарус и языковед Штейнталь. Они в 1859 г. публикуют совместную статью, которая называется «Вводное рассуждение о психологии народов». В этой статье они утверждают, что движущейся силой истории – это дух целого. При этом индивидуальное сознание - это продукт духа народа. Индивидуальное сознание вторично, необходимо изначально дух целого, который проявляет себя в культуре народа: в искусстве, в языке, в мифах, религии. В дальнейшем психологической разработкой Лацаруса и Штейнталя принадлежит Вильгельму Вундту.
Итогом его размышления, что психология должна состоять из 2-х разделов: 1.Физиологическая психология – направлена на изучение индивидуального сознания. Основным методом должен стать эксперимент.. Изучение языка народа, потому что в языке находятся основные понятия, которые используют представители этого народа в мышлении.
Изучение мифов народа, мы получаем возможность выявить эмоциональное отношение, в мифах мы можем обнаружить первоначально ее содержание некоторых понятий.
Изучение традиций и обычаев, которые есть у народов. Мы получаем возможность изучить поступки, которые совершают народы. Основным методом психологии народов должен стать анализ продуктов культуры. Психология народов является чисто описательной наукой, не претендует на открытие каких-либо законов. Эксперимент не возможен.
Следующая концепция – психология масс, которая создана во Франции. В основе ее лежит теория подражания Тарда.