Социальные явления начинают трактоваться в терминах неосознанных "инстинктов", "импульсов", "стремлений". Появляется теория инстинктивизма, основателем которой был английский исследователь, переехавший в 1921 г. в США, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938).
Мак-Дугалл стремился создать такую психосоциальную систему общественных наук, в которой базисом была бы психология, а все остальные, включая социологию, историю, философию, экономику и другие, надстраивались над ней. При этом главной "надстроечной" наукой он считал социологию. "Смешивая" ее с психологией, он разрабатывал социально-психологическую теорию личности. В ней в качестве основной движущей силы повеления индивида он рассматривал неосознаваемые инстинкты, стремления, импульсы.
Понятие инстинкта для Мак-Дугалла было ключевым. Под ним он подразумевал "врожденное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, ощущать импульс к такому действию". Мак-Дугалл рассматривал инстинкты как наследственно обусловленные каналы разрядки нервной энергии, непосредственно определяющие поведение человека. В этом смысле инстинкты характеризовались как первичные.
С первичными (простыми и неразложимыми) инстинктами тесно связаны такие же эмоции. Каждый из них может быть соотнесен с соответствующей группой эмоций. Например, родительский инстинкт проявляется в эмоциях нежности, инстинкт бегства - в эмоциях самосохранения и т.д. Всего Мак-Дугалл насчитывал 18 базовых инстинктов человека, причем вначале их было у него 11, затем - 14.
Наиважнейшее значение Мак-Дугалл придавал инстинкту стадности (ему соответствуют эмоции принадлежности), поскольку именно он удерживает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных процессов
Особо следует сказать о представлениях Мак-Дугалла в отношении эмоциональной сферы жизни человека. По его мнению, простые эмоции объединяются в сложные, иерархически соотносящиеся группы, на основе которых происходят (возникают) чувства. Он специально выделял "эготическое" чувство (от лат. ego - я), что подчеркивало его доминирующую роль в характере человека.
Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. Поэтому не случайно под флагом разработки проблемы инстинктов стали писать об установках, аффектах, потребностях, интересах, привычках и т.д. В теориях инстииктивизма делался акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей. Более того, они привлекли внимание исследователей к неосознаваемым аспектам психики и их роли в общественной жизни.
Однако теоретическая основа этого направления оказалась довольно шаткой и уязвимой, поскольку социально-исторические тенденции и общественные закономерности, на раскрытие которых претендовал инстинктивизм, подменялись индивидуально-психическими факторами функционирования человека и общества. По меткому замечанию Питирима Сорокина (одного из крупнейших социологов XX в., о творчестве которого в дальнейшем будет подробно рассказано), инстинктивистские концепции представляли собой род "рафинированного анимизма".