В этот период в мировой культуре серьёзно заявило о себе и окончательно утвердилось новое неклассическое мировоззрение, новый взгляд на мир, человеческую жизнь, её смысл и т.д. Сам факт его появления сильно изменил характер мировой культуры и в первую очередь мирового искусства.
Что такое классическое мировоззрение? Это привычное, традиционное понимание жизни, моральные ценности, которые разделяют большинство обычных европейцев. В основе этого мировоззрения лежит христианство, ибо христианство лежит вообще в основе европейской культуры. Оно утвердилось в средние века и господствует до сих пор. Большинство современных обычных людей имеют именно классическое мировоззрение, близкое христианству. Хотя в реальной жизни они часто живут не по христианским заповедям, но всё равно в теории их разделяют.
В последней трети 19 века появилось достаточно много интеллектуально развитых людей, составляющих значительную часть культурной элиты, писателей, философов, художников и т.д., которые стали отказываться от традиционного классического мировоззрения, от христианской морали (они были и раньше, но их было мало, они не имели влияния). Возникло неклассическое, нетрадиционное, антихристианское мировоззрение. И в течение всего 20 века шла и до сих пор идёт интеллектуальная борьба между классическим и неклассическим типами мировоззрения.
Классич. Неклассич.
1. Представл-е о мире как о Космосе 1. Мир- это Хаос, непредсказуем. бессмысл.абсу
(разум.устроен. мир со своими поряд- рдный, враждеб. для чел-ка.
ками, законами)
2.Вера в высш.справедл-ть - основ. 2. Отс-е высш. справдл-ти. Зло не всегда наказ-
закон, на кот.держ-ся миров.порядок. ся, случ. совпад-я.
3. Оптимизм 3 Пессимизм
4.Вера в глобальн. высш.смысл жиз- 4. Отс-е глоб. смысла жизни, наличие маленьк.
ни- стремл-е к торж-ву добра, любви, замкнут. в рамки одной человеч. жизни смысла
справедл-ти, счастья. В масштабах - прожить корот. жизнь с максим. кол-вом удов.
общ-ва, человеч-ва и даже Вселенной. -я.
5. Морализм - господ-во нравств. взгля 5.Имморализм - пренебреж-е нормами морали,
дов на жизнь, когда все люди и их пос- так как нравств-ть не глав. в жизни. В опред.
тупки оценив-ся преж.всего с точ.зр-я степ.оправд-е зла, кощун-ва и т.д., эгоизма,
морали. Отказ от собств. сч-я во имя гордости, самолюбия, стремл-е к удов-ям.
сч-я другого.
6. Предствл-е о том, что душа, духов- 6. Душа и тело равноправ. Сексуальн. раскрепо
ное всегда ценнее тела, физич. Пре щение.
люб-е - это грех.
7. Моноидеологич-ть - представл-е 7. Полиидеологич-ть - представл-е о возмож-ти
о том, что т-ко одна идеол-я, одна точ. сущ-я множ-ва или неск-их идеол-ий, мировоз
зр-я истинна, прав-на, а все ост-е зр-я, точ. зр., убежд-я в том, что одн. наст. пра
ошибоч. вды не знает никто, т.к. ее нет.
Наиболее яркие представители классического мировоззрения в литературе 19 века, писатели так или иначе близкие христианству – Толстой, Достоевский, Гюго, Диккенс. Однако вполне возможен и атеистический вариант классического мировоззрения: например, таковым был советский материализм, не во всём, но в основных чертах.
Писатели-«хулиганы», бунтари, в творчестве которых можно найти многие элементы неклассического мировоззрения – Рабле, Боккаччо, Байрон, Лермонтов, Стендаль.