Тема романа «Обломов» — изображение российской действительности накануне реформы 1861 года.
Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье «Что такое "обломовщина"?» писал об этом явлении как о «знамении времени». С его точки зрения, Обломов — это «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью». Добролюбов понимал «обломовщину» социально — как аллегорию крепостного права.
Добролюбов в статье указал на то, что Гончаров раскрыл кризис и распад старой крепостнической Руси. По его мнению, Обломов включ. в себя все негативные стороны русского барства: ленность, застой.
Обломовщина, по мнению Гончарова, является главной проблемой общества России того времени. У народа не было стремления к активным действиям, к изменениям в них самих и в их жизни. Автор показывал застой и деградацию российского общества и населения.
В это время в России началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национ.традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой. Неужели все это. обречено на слом? И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливость? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что такое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни.
Главный герой – Обломов, показывается читателям очень мягким и добрым человеком. Для Обломова «Обломовщина»-это кровное родство с собственной семьей, он очень похож на своего отца и интуитивно ищет в жизни обломовку. Даже в людях он узнает обломовское- это покой, мечта, хлебосольство, добро, отсутствие лжи, умиротворение. Не глупым, имеющим образование и много различных знаний в разнообразных отраслях. Но применять свои знания на практике, он не умеет, поэтому его расточительность и беспечность сказывается на его имении. Владение имением он по своей наивности поручил обманщику, который, впоследствии его обворовал вместе с другими подчиненными.
Илья чист и светел душой, он тонко чувствует музыку и поэзию, готов даже пустить слезу от переполняющих его эмоций. Но к активным действиям, к изменениям, к работе он совершенно не готов. Мечтатель Обломов строит планы и думает о том, какие изменения нужно провести в Обломовке, мечтает о том, как он хорошо будет жить со своей семьей в родном имении. Но кроме мечтаний, лежания на диване и приемов пищи Обломов ничего не делает. Он живет своими мечтами и решительно ничего не предпринимает. Всё начатое он быстро забрасывает и откладывает на потом.
Гончаров через главного героя поднимает важную проблему российского общества и показывает, к чему может привести обломовщина. Гончаров подводит читателя к тому, чтобы у него сложился образ общества того времени. Гончаров вводит в свое повествование такое понятие, как «обломовщина». Это, с одной стороны, устоявшийся уклад русской жизни, а с другой стороны – любовь, доброта. Это слово автор вкладывает в уста Штольца в тот самый момент, когда Андрей понимает, что его лучший друг никогда не возродится к жизни. Сначала происходит нравственная смерть Обломова, а затем и физическая. Вот финал жизни доброго, мечтающего человека, который если бы находился в иных условиях, то, несомненно, принес бы немалую пользу обществу.
Критик Николай Добролюбов писал впоследствии, что «обломовщина – это неотъемлемая черта истинно русского характера, которая стала губительной для Ильи Ильича».