пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. Государство Ивана Грозного

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. Христианские историки (А. В. Карташов и др.), признавая всю суро¬вость Ивана IV, от¬но¬сят¬ся к нему с уважением. Царь — помазанник Божий. Отсюда оценка дея¬тель¬ности Ивана IV — грозный, но справедливый6. Представитель всемирно-исторической теорииН.М. Ка-рам¬зин (1766—1826) ввел в историографию идею “двух Иванов”, со¬зданную политическим противником, а сначала верным воеводой царя Ивана — князем Андреем Курбским. По ней, Иван Грозный — добродетельный герой и мудрый государственный муж в первую половину своего царствования и тиран-деспот — во вторую. Многие историки связывали резкую перемену в политике государя с его психическим заболеванием, подготовленным тяжелым детством и вызванным смертью первой жены Анастасии Романовны7. Историки “государственной школы” и, прежде всего, С.М. Соловьев (1820—1879) рас¬сматривали историю России XV—XVI веков как процесс постепенного вы¬теснения старых “родовых” начал “государственными”. Деятельность Ива¬на Грозного, по мысли Соловьева, была при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал. Историк конца XIX — первой половины ХХ века С.Ф. Плато¬нов (1860—1933) создал ту концепцию деятельности Ивана IV, которая с небольшими изме¬нениями стала базовой у советских историков. По мнению Платонова, Иван Грозный вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути центра¬лизации страны.


22.06.2016; 22:05
хиты: 101
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь