пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

33Поэтика ранних произведений Толстого («Севастопольские рассказы», кавказские рассказы и повести, «Детство», «Отрочество», «Юность»)

 

В 1852 году Толстой пишет свое первое законченное произведение – повесть «Детство», которую он посылает в «Современник», подписывается инициалами Л.Н. Успех у читателей -> Толстой продолжает литературную деятельность. Пишет продолжение. В 1854 году писатель переводится в Севастополь, где участвует в боевых действиях до 1855 года, после отставки переезжает в Петербург, печатает «Севастопольские рассказы», завершает трилогию «Детство. Отрочество. Юность.», пишет кавказские повести. К 56-57 гг. как раз заканчивается его ранний период творчества.

 

Метод психологического анализа (в трилогии прежде всего раскрывается, но и в остальных ранних произведениях):

-умение показывать любое чувство как комплексное, сложное

- знаменитый толстовский образ войны, лишенный внешнего героизма ( в 1-м севастопольском рассказе показана ампутация)

-в кавказских рассказах Т. дает волю романтизму: кавказские реалии и экзотика

 

Ранние произведения: Ведущий критик тех лет, Н.Г. Чернышевский, рецензируя первые сборники Толстого («Детство и Отрочество», «Военные рассказы»), определил суть художественных открытий молодого писателя двумя терминами: «диалектика души» и «чистота нравственного чувства».

Психологический анализ существовал в реалистическом искусстве до Толстого. В русской прозе — у Лермонтова, Тургенева, молодого Достоевского. Открытие Толстого состояло в том, что для него инструмент исследования душевной жизни — микроскоп психологического анализа — сделался главным среди других художественных средств. Чернышевский писал в этой связи: «Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характера; другого — влияния общественных отношений и столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души. Чернышевский писал, что «начиная со своих ранних повестей писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, ее способности к духовному росту, возможности ее приобщения к высоким целям человеческого бытия».

 

Трилогия

С самого начала на первое место выдвигается «диалектика души», собственная душевная работа любого человека, пусть даже не самого выдающегося. «Подробности чувства», душевная жизнь в ее внутреннем течении выступают здесь на первый план, отодвигая собой «интерес событий». При этом нужно выделить такие сюжетные события: учитель-немец Карл Иваныч над головой спящего Николеньки прихлопнул муху; maman за завтраком отложила шесть кусочков сахару для любимых слуг; папа разговаривает с приказчиком; Иртеньевы собираются на охоту. И в «Отрочестве»: поездка «на долгих»; гроза; новый гувернер. И в «Юности»: та же подчеркнутая будничность сюжета, та же череда неприметных событий, лишенных всякой литературной завлекательности, но тем не менее важных для героя, заставляющих его думать, радоваться и страдать. Интересны не события сами по себе, интересны контрасты и противоречия чувств, которые, собственно, и являются предметом, темой повествования.

 

Уловить и воплотить «текучее вещество» душевной жизни, само формирование человека — в этом главная художественная задача Толстого. Замысел его первой книги определен характерным названием: «Четыре эпохи развития». Предполагалось, что внутреннее развитие Николеньки Иртеньева, а в сущности — всякого человека вообще, будет прослежено от детства до молодости. И нельзя сказать, что последняя, четвертая часть — «Молодость» — осталась ненаписанной. Она воплотилась в других повестях молодого Толстого — «Утро помещика» (1856), «Казаки» (1863). Позднее Толстой говорил, что все созданное после «Юности» есть ее «продолжение».

В пейзажных описаниях, в образе старого дома, в портретах простых людей, в стилевых оттенках повествования заключена одна из главных идей трилогии — мысль о национальном характере и национальном образе жизни как первооснове исторического бытия.

Описания природы, сцены охоты, картины деревенского быта открывают герою родную страну — Россию. национальное, русское раскрывается у Толстого всегда как простое, скромное, стойкое, но не агрессивное.

Все эти мысли звучат и в военных рассказах молодого Толстого.

 

Севастопольские рассказы”

На Кавказе, участвуя в военных действиях, живя подолгу в казачьей станице, писатель открыл для себя новый, неведомый ранее мир. Блистательно искусство Толстого — военного писателя развернулось в цикле Севастопольских рассказов. Он писал о защитниках Севастополя как наблюдатель, очеркист. В заглавии каждого рассказа намеренно точно обозначено время: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года». Но военная хроника обернулась художественным открытием подлинной правды о войне. В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит «главные черты, составляющие силу русского». Он воспевает стойкость простых людей и показывает несостоятельность «героев», точнее тех, кто хотят казаться героями.

И во всех рассказах идет отрицание войны как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе и всей красоте окружающего мира. В каждом из рассказов своя тональность. «Севастополь в декабре месяце» патетически публицистичен; «Севастополь в мае» — остро критичен; «Севастополь в августе 1855 года» — правдиво героичен.

В «Севастопольских рассказах» соединяется общая картина событий и пристальное вглядывание в конкретного частного человека.

 

«Казаки» (1853—1863)

Способность изменяться, вечно начинать и бросать, находить и лишаться, жить и постоянно анализировать свою душу в ее отношениях с миром — главная, по Толстому, человеческая черта.

В повести простая, близкая к природе, трудовая жизнь казаков утверждается как социальный и нравственный идеал. Труд — необходимая и радостная основа народной жизни, но труд не на помещичьей, а на своей земле. «Будущность России казачество — свобода, равенство и обязательная военная служба каждого», — писал Толстой в пору работы над «Казаками». Позднее он развивал свою мысль о вольной земле и говорил, что на этой идее может быть основана русская революция. Никто сильнее Толстого не выразил в своем творчестве эту мечту русского мужика, и никто больше его не строил утопических теорий, особенно в поздние годы, о мирных путях ее достижения.

Повесть утверждает красоту и значительность жизни самой по себе. Ни одно из созданий Толстого не проникнуто такой молодой верой в стихийную силу жизни и ее торжество, как «Казаки». И в этом смысле кавказская повесть намечает прямой переход к «Войне и миру».

Впервые в своем творчестве Толстой создал в «Казаках» не беглые зарисовки народных типов, а цельные, ярко очерченные, своеобразные, не похожие друг на друга характеры людей из народа — величавой красавицы Марьяны, удальца Лукашки, мудреца Брошки. Именно в период работы над «Казаками», незадолго до начала «Войны и мира», в дневнике появилась запись: «Эпический род мне становится один естественен».

С самого начала повесть создавалась в полемике с романтическими сочинениями о Кавказе. Вместо воображаемых поэтических картин в духе А.А. Бестужева-Марлинского, «Амалат-беков, черкешенок, гор, обрывов, страшных потоков и опасно­стей», рисующихся Оленину, когда он едет на Кавказ, ему предстояло увидеть настоящую жизнь, подлинных людей и окружающую их природу. Но эти действительные образы были не менее, а только иначе поэтичны. Воспроизвести поэзию реальности для Толстого — важнейшая художественная задача. «Казаки» — одна из самых поэтических его книг. Эпос и лирика слились здесь воедино.


20.01.2014; 17:41
хиты: 297
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь