пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

31. «Братья Карамазовы»: проблема замысла, место глав «Бунт» и «Великий Инквизитор» в романе.

"Братья Карамазовы" - синтез  художественно-философских исканий Достоевского  70-х годов  Действие  его происходит  в  глухой  провинции,  в  дворянской  семье Карамазовых. Русские писатели  издавна искали и  находили  там цельные характеры, чистые страсти, духовные связи между людьми ("ростовская" тема Л.  Н.  Толстого). Но времена изменились.  Не  таков  городок  Скотопригоньевск  под  пером  Достоевского. Духовный распад проник уже и в патриархальную глушь.

1)   Нарастает, набирает  силу разобщение,  рвутся связи между  людьми. "Всякий-то теперь стремится  отделить свое лицо наиболее,  хочет испытать в  себе самом полноту жизни, а между тем выходит  изо всех его усилий вместо полноты жизни полное самоубийство" - так определяет состояние русского общества 70-х годов близкий автору  герой  романа - старец Зосима.  Семья  Карамазовых под пером Достоевского - это Россия в миниатюре: она начисто лишена теплых родственных уз. Глухая вражда царит между отцом семейства Федором Павловичем Карамазовым и его сыновьями: старшим Дмитрием, человеком распущенных  страстей, Иваном - пленником распущенного ума, незаконнорожденным Смердяковым - лакеем по должности и  по духу,  и послушником  монастыря,  Алешей,  тщетно пытающимся примирить   враждебные   столкновения,    которые    завершаются    страшным преступлением -  отцеубийством. Сам отец Федор Павлович - символ разложения и  распада человеческой личности.

 2) Современное    общество   заражено    тяжелой   духовной   болезнью   - "карамазовщиной".  Суть ее заключается  в доходящем до исступления отрицании всех  святынь. Причины «карамазовщины» - утрата  цивилизованным человечеством  сверхличных  нравственных  ценностей, грех  "самообожествления".  Вся  верхушка   русского  общества,  вслед   за передовой частью  западноевропейского, обожествляет свое "я"  и разлагается. Наступает  кризис  гуманизма, который  в  русских  условиях принимает  формы особенно  откровенные и  вызывающие. Истоки западноевропейской и русской  буржуазности Достоевский видел не в экономических  законах развития общества, а в духовном кризисе современного человечества, причины которого в "усиленно сознающей" себя личности, утратившей  веру,  выпрямляющий человека нравственный  идеал.

Главный носитель «карамазовщины»- Федор Павлович, испытывающий сладострастное наслаждение  от постоянного унижения истины, добра и красоты, и это сладострастие  - чувство  отнюдь  не просто животное  и далеко не безотчетное. Это  сладострастие с  идеей, головное,  сознательное, вызывающее,  это своеобразная  форма  полемики  с добром. Его плотская связь с дурочкой Лизаветой  Смердящей, плодом  которой является лакей Смердяков,- циничное надругательство над святыней любви. Карамазов  вполне сознает   всю  низость  своих   побуждений  и  поступков,  получая  циничное наслаждение в унижении добра. Его все время тянет  к тому, чтобы наплевать в святом месте.  Он  устраивает сознательно  скандал в  келье старца Зосимы, а потом  идет  с  теми же  целями на  обед  к  игумену: «Ему  захотелось  всем отомстить  за   свои  собственные   пакости»

     В карамазовской психологии все высшие ценности жизни попираются ногами, затаптываются  во имя  исступленного самоутверждения. В  монастыре  рядом со святым  старцем  Зосимой  появляется  отец  Ферапонт.  Внешне  этот  человек стремится  к  абсолютной  "праведности",  ведет  аскетический  образ  жизни, истощает   себя  постами  и  молитвами.  Но    побудительный мотив "праведности" - это  ненависть  к старцу Зосиме и стремление  возвыситься над  ним. Добродетели   превращаются   в   исступленную  форму самоутверждения,     в     великодушие     эгоизма.    

В  мире  Карамазовых  все  связи  между людьми  извращаются,  принимают преступный характер, так как  здесь каждый стремится превратить окружающих в "подножие", в пьедестал для своего эгоистического "я". Мир Карамазовых един, но  "единство"   это   удерживается  не   добром,   а  взаимной  ненавистью, злорадством. Это мир, по которому пробегает цепная реакция преступности.  Кто из сыновей является убийцей отца?  Иван  не убивал, однако мысль  о допустимости,  дозволенности отцеубийства впервые сформулировал он.  Дмитрий тоже не убивал Федора Павловича, но в порыве ненависти к отцу стоял на грани преступления.  Убил  отца  Смердяков,  но лишь  доведя до логического  конца мысли, брошенные Иваном, и страсти, бушующие в озлобленной душе Дмитрия. В  мире  Карамазовых  принципиально  не  восстановимы  четкие моральные границы  преступления:  все  в  разной  мере,  но  виноваты  в  случившемся, потенциальная  преступность  царит в общей  атмосфере взаимной  ненависти  и ожесточения. Виновен каждый человек в  отдельности  и все  вместе.

 3) "Смердяковщина"  -  лакейский  вариант "карамазовщины" -  наглядно обнажает суть этой болезни: извращенную любовь к унижению,  к  надругательству  над  самыми светлыми  ценностями  жизни. Смердяков говорит, что ненавидит всю Россию и считает, что лучше бы в войне 1812 победили французы:  «умная  нация  покорила бы весьма глупую-с и присоединила  к  себе». Тот  же  Смердяков в детстве очень любил вешать кошек и потом хоронил их  с церемонией с псевдо-ризой и кадилом.  Как говорится в романе, "любит современный  человек  падение  праведника и позор его". Отличительным свойством "карамазовщины" является циническое отношение к  кормильцу нации -  русскому  мужику:  "Русский народ надо пороть-с..."

Место глав «Бунт» и «Великий Инквизитор» в романе. (помечено далее в кр.содержарнии)

 «Бунт» - Иван рассказывает Алеше в трактире о том, как дети несправедливо страдают во имя мировой гармонии, и что любви к ближнему и не существует, т.е. Иван бунтует против Бога и божьего мира со всеми его страданиями. «Великий инквизитор» – Иван пересказывает свою поэму-легенду «Великий инквизитор».   

     Достоевский в лице Ивана отрицает религиозно-фаталистический взгляд на  мир,  свойственный  консервативным  кругам  русских   церковников.  Достоевский  против самоустранения  человека  от  прямого  участия  в  жизнестроительстве  более совершенного "мира сего". Вслед  за Иваном  он настаивает  на  необходимости живой реакции на зло, на страдания ближнего. Писатель критически относится к оправданию  страданий  актом  грехопадения,  с   одной  стороны,  и  будущей гармонией,  будущим  Страшным  судом,  с другой.  Человек,  по Достоевскому, призван быть  активным  строителем  и  преобразователем этого мира.  Поэтому писателя  не устраивает в бунте Ивана не  протест  против страданий детей, а то, во имя чего этот протест осуществляется.

Можно заметить в логике Ивана Карамазова существенный, типично "карамазовский"  изъян. Приводя факты страдания детей,  Иван  приходит к  умозаключению: вот он  каков,  мир Божий. Но  действительно  ли  в  своем богоборческом  бунте Иван  воссоздает объективную картину мира? Нет. Это не та картина, где добро борется со злом. Это коллекция с карамазовским злорадством подобранных фактов страданий детей на  одном полюсе  и жестокости  взрослых  на  другом.  Иван несправедливо  и предвзято  судит  о  мире  Божием,   он   слишком  тенденциозен  и,  подобно Раскольникову, несправедлив.      Исследователи  Достоевского  заметили, что  суд  Ивана  перекликается в романе  с  тем  судом,  который  следователь и  прокурор ведут  над Дмитрием Карамазовым  и где приходят к  заключению,  что именно  он - отцеубийца. Эта связь в самом  характере,  в самой методе следствия. Как  фабрикуется ложное обвинение Дмитрия в преступлении? Путем тенденциозного (предвзятого) подбора фактов: следователь и прокурор записывают в  протокол  лишь то,  что  служит обвинению,  и  пропускают мимо ушей то, что  ему противостоит.  К  душе Мити слуги  официального закона относятся так же несправедливо и безжалостно, как Иван   к   душе   мира.  Светлому  духу,  который  удержал  Митю  на  пороге преступления, следователь не поверил и в протокол это не внес.      В обоих случаях суд строится на упрощенных представлениях о мире и душе человеческой,  об  их  внутренних  возможностях.  Согласно  этим  упрощенным представлениям душа взрослого может исчерпываться безобразием и злодейством. И для  Ивана Митя - только "гад" и "изверг". Но вот суждение о Мите другого, близкого к нему человека: "Вы у нас, сударь, все одно как малый ребенок... И хоть  гневливы  вы,  сударь,  но   за  простодушие  ваше  простит  Господь". Оказывается,  ребенок есть  и во взрослом человеке. Не  случайно  неправедно осужденный Дмитрий  говорит: "Есть  малые дети и большие дети. Все  - дите". Так и в  мире нет детей  самих по себе и  взрослых  самих  по  себе, а  есть единая, живая, неразрывная цепь человеческая, где  "в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается". И если ты действительно любишь детей, то должен любить  и взрослых. Наконец, к страданиям взрослых, которых Иван обрекает на муки  с равнодушием и затаенной злобой,  неравнодушны  именно  дети.  Смерть Илюшечки в романе  - результат душевных переживаний  за отца,  оскорбленного Митей Карамазовым.

    Итак, Достоевский  не принимает бунта Ивана  в той  мере,  в какой этот бунт индивидуалистичен. Начиная с любви к детям, Иван заканчивает презрением к человеку, а значит, и к детям в том числе. Это презрение  к духовным возможностям мира  человеческого  последовательно  завершается в  сочиненной Иваном  "Легенде  о Великом  инквизиторе". Действие  легенды  совершается  в католической  Испании во времена инквизиции. В самый разгул  преследований и казней  еретиков   Испанию  посещает   Христос.  Великий  инквизитор,  глава испанской католической  церкви,  отдает  приказ арестовать  Христа. И  вот в одиночной камере инквизитор посещает Богочеловека и вступает с ним в спор.  Он упрекает Христа в том, что тот совершил ошибку, когда не прислушался к искушениям дьявола и отверг  в  качестве  сил, объединяющих  человечество, хлеб земной, чудо и авторитет земного вождя. Заявив  дьяволу, что "не хлебом единым жив  человек", Христос не учел  слабости человеческие.  Массы  всегда предпочтут "хлебу  духовному", внутренней свободе, хлеб земной. Человек слаб и склонен  верить чуду более, чем возможности свободного  мироисповедания. И наконец, культ вождя, страх перед государственной властью, преклонение перед земными  кумирами  всегда были  типичными и останутся таковыми  для  слабого человечества.

     Отвергнув  советы  дьявола,  Христос, по  мнению  инквизитора,  слишком переоценил  силы  и  возможности  человеческие.  Поэтому  инквизитор   решил исправить  ошибки  Христа  и дать  людям мир,  достойный их  слабой природы, основанный на "хлебе земном, чуде, тайне и авторитете". Царству духа Великий инквизитор  противопоставил царство кесаря-вождя, возглавившего человеческий муравейник,  казарменный  коммунизм,  стадо  обезличенных,  покорных  власти людей.    Царство    Великого   инквизитора   -   государственная   система, ориентирующаяся на посредственность, на то, что человек слаб, жалок и мал.      Однако, доводя  логику Великого инквизитора до парадокса, автор легенды обнаруживает  ее  внутреннюю  слабость.  Вспомним, как  Христос  отвечает на исповедь инквизитора: "он вдруг молча приближается  к нему и тихо целует его в бескровные девяностолетние уста". Что значит этот поцелуй? Заметим, что на протяжении  всей  исповеди Христос молчит и это  молчание тревожит  Великого инквизитора. Тревожит,  потому  что сердце инквизитора  не  в ладу  с  умом, сердце подсказывает односторонность его философии. Не случайно он  развивает свои  идеи как-то неуверенно, в настроении подавленном и грустном. А  чуткий Христос подмечает  этот  внутренний разлад.  На словах инквизитор невысокого мнения о возможностях человека. Но  в самой ожесточенности бичевания "жалких человеческих  существ"  есть  тайное  ощущение  слабости  собственной логики, сердечное знание более  высоких и идеальных стремлений. Лишь разумом инквизитор заодно с дьяволом, сердцем же он, как все Карамазовы,- с Христом! Такой же жалости и сострадания достоин и сам Иван, творец легенды. Ведь и  в его отрицаниях под корою индивидуализма  и карамазовского презрения теплится скрытая любовь к миру и мука раздвоения. Ведь суть "карамазовщины" как раз и заключается в  полемике с  добром,  тайно живущим в  сердце  любого,  самого отчаянного отрицателя. Потому же Иван, сообщивший "Легенду" Алеше, твердит в исступлении: "От формулы  "все позволено" я не отрекусь, ну и что же, за это ты от  меня отречешься,  да,  да?"  Алеша встал, подошел к нему молча и тихо поцеловал  его  в  губы.  "Литературное воровство! - вскричал  Иван, приходя вдруг в какой-то восторг,- это ты украл из моей поэмы!"      

4) Стихии  карамазовского  распада  и  разложения  в  романе  противостоит могучая  жизнеутверждающая  сила, которая есть  в  каждом,  но  с наибольшей последовательностью и чистотой она воплощается в старце Зосиме и его ученике Алеше. Мир говорит  человеку  о родственной, тесной, интимной  зависимости всего друг от друга. Человек  жив ощущением этой родственной связи. Бессознательно, от высших сил мира он этим чувством наделен, оно космично по своей внутренней сути: "

     Карамазовский распад, по Достоевскому -  прямое следствие  обособления, уединения современного  цивилизованного человечества,  следствие  утраты  им чувства широкой  вселенской  связи с  миром  горним и  высшим, превосходящим животные  потребности  его  земной  природы.  Отречение  от  высших духовных ценностей ведет  человека к  равнодушию,  одиночеству и  ненависти к  жизни. Именно по такому пути идут в романе Иван  и  Великий  инквизитор. На этот же путь вступает противник Зосимы, монах Ферапонт. Достоевский считает, что и консервативная часть духовенства тоже теряет великое чувство  родственной любви к  миру. Не случайно идеалом официального монашеского жития является  отрешенная от мира  святость, идея личного спасения.

     Другой  идеал  утверждает в  романе старец  Зосима  и  стоящий  за  ним Достоевский. Религиозный подвижник здесь уходит не  ради спасения своей души от мирских страданий и  бед  в монастырское уединение, не стремится к полной изоляции. Напротив, он тянется в мир, чтобы родственно сопереживать вместе с людьми все грехи, все зло мирское. Его доброта и гуманность основаны на вере в божественное происхождение каждого человека.      Нет на земле такого злодея, который бы тайно не чувствовал великую силу добра. Ведь и сладострастие Федора Павловича Карамазова вторично:  его исток в  полемике  с  добром  и  святыней,  тайно  живущими  в  душе  даже  такого пакостника.

     Именно  потому,  что  Божественная сущность  есть  в каждом  из  людей, доброта подвижников Достоевского  демократична до  утопического  максимума: "Все пойми и все прости.  Чтобы  переделать мир  по-новому, надо, чтобы люди сами  психически  повернулись на другую дорогу. Раньше, чем  не сделаешься в самом деле всякому братом, не наступит братства. Никогда люди никакою наукой и  никакою выгодой не сумеют безобидно разделиться в собственности своей и в правах своих. Все будет для каждого мало, и все будут  роптать, завидовать и истреблять  друг  друга.  Вы спрашиваете,  когда сие сбудется. Сбудется,  но сначала должен заключиться период человеческого  уединения... Но  непременно будет так, что придет срок  и  сему страшному уединению, и поймут все разом, как неестественно отделились один от другого... Но до тех пор надо  все-таки знамя беречь и нет-нет, а хоть единично должен человек вдруг пример показать и вывести душу свою  из уединения на подвиг братолюбивого общения,  хотя  бы даже и в чине юродивого. Это чтобы не умирала великая мысль".

     Достоевский  высказывает  еретическую  с  точки  зрения  консервативной религиозности мысль, что и  отрекшиеся  от Христа  люди, и  бунтующие против него в существе своем  того же самого Христова облика.  "Да  и  греха такого нет, и не может быть на всей земле, какого  бы не  простил Господь  воистину кающемуся". Отсюда идет поэтизация Достоевским святости этой  земной  жизни. Алеша говорит Ивану: "Ты  уже  наполовину спасен,  если  жизнь  любишь". 

     Такая  философия  далека  от   византийских,  суровых  догматов, согласно которым мир во зле лежит, а идеал жизни христианина - отрешенная от мира святость. "Все эти надежды на земную любовь и на мир земной можно найти и  в  песнях Беранже,  и  еще больше у Ж.  Занд",-  упрекал  Достоевского К. Леонтьев.  Все  это  далеко,   очень  далеко,  по  Леонтьеву,  от  истинного православия, которо считает "горе, страдания, обиды" - "посещением Божиим". Достоевский  же хочет  стереть  с  лица земли эти  полезные  обиды".  Мир и благоденствие  человечества  на  земле,  по  Леонтьеву,  вообще  невозможны: "Христос нам этого не обещал".  Христос Достоевского  близок не  ортодоксально-церковному, а  народному пониманию:  он  щедрее  и  человечнее того  Христа, которого  канонизировала консервативная церковность.      В личности  Христа Ф. М. Достоевский видел  некий намек  на  отдаленное будущее  всего  человечества. Это  высший  идеал,  к  которому  стремится  и которого достигнет человек. Но  не в одиночку, а всем миром, общими усилиями человечество  приблизится  к  нему  через родственную, братскую  любовь всех людей друг к другу и к общей их матери-природе.

 

Краткое содержание:

Действие происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске в 1870-е гг. В монастыре, в скиту знаменитого старца Зосимы, известного подвижника и целителя, собираются для выяснения своих семейных имущественных дел Карамазовы — отец Федор Павлович и сыновья — старший Дмитрий и средний Иван. На этом же собрании присутствуют и младший брат Алеша, послушник у Зосимы, а также ряд других лиц — родственник Карамазовых богатый помещик и либерал Миусов, семинарист Ракитин и несколько духовных лиц. Повод — спор Дмитрия с отцом о наследственных отношениях. Дмитрий считает, что отец должен ему крупную сумму, хотя очевидных юридических прав у него нет. Федор же Павлович, дворянин, помещик из мелких, бывший приживальщик, злой и обидчивый, денег давать сыну вовсе не собирается, а соглашается на встречу у Зосимы скорее из любопытства. Отношения Дмитрия с отцом, который никогда особой заботы о сыне не проявлял, напряжены не только из-за денег, но и из-за женщины — Грушеньки, в которую оба страстно влюблены. Дмитрий знает, что у похотливого старика для неё приготовлены деньги, что он готов даже жениться, если та согласится.

Встреча в скиту представляет сразу почти всех главных героев. Страстный порывистый Дмитрий способен на опрометчивые поступки, в которых потом сам же глубоко раскаивается. Умный, загадочный Иван мучается вопросом о существовании Бога и бессмертия души, а также ключевым для романа вопросом — все дозволено или не все? Если есть бессмертие, то не все, а если нет, то умный человек может устроиться в этом мире как ему заблагорассудится, — такова альтернатива. Федор Павлович — циник, сладострастник, скандалист, комедиант, стяжатель, всем своим видом и действиями вызывает у окружающих, в том числе и у собственных сыновей, омерзение и протест. Алеша — юный праведник, чистая душа, болеет за всех, особенно же за братьев.

Ничего из этой встречи, кроме скандала, за которым последуют ещё многие, не происходит. Однако мудрый и проницательный старец Зосима, остро чувствующий чужую боль, находит слово и жест для каждого из участников встречи. Перед Дмитрием он становится на колени и кланяется до земли, как бы предчувствуя его будущее страдание, Ивану отвечает, что вопрос ещё не решён в его сердце, но если не решится в сторону положительную, то не решится и в сторону отрицательную, и благословляет его. Федору Павловичу он замечает, что все его шутовство от того, что он стыдится себя. От утомлённого старца большая часть участников встречи по приглашению игумена переходит в трапезную, но там же неожиданно появляется с обличающими монахов речами и Федор Павлович. После очередного скандала все разбегаются.

Старец после ухода гостей благословляет Алешу Карамазова на великое послушание в миру, наказывая ему быть рядом с братьями. Следуя наставлению старца, Алеша направляется к отцу и встречает прячущегося в соседнем с отцовской усадьбой саду брата Дмитрия, который сторожит здесь свою возлюбленную Грушеньку, если та, соблазнённая деньгами, все-таки решится прийти к Федору Павловичу. Здесь, в старинной беседке, Дмитрий восторженно исповедуется Алеше. Ему, Дмитрию, случалось погружаться в самый глубокий позор разврата, но в этом-то позоре он начинает чувствовать связь с Богом, ощущать великую радость жизни. Он, Дмитрий, сладострастное насекомое, как и все Карамазовы, а сладострастие — буря, большие бури. В нем живёт идеал Мадонны, как и идеал содомский. Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Рассказывает Дмитрий Алеше и о своих отношениях с Катериной Ивановной, благородной девицей, отца которой он когда-то спас от позора, ссудив его недостающими для отчёта в казённой сумме деньгами. Он предложил, чтобы сама гордая девушка пришла к нему за деньгами, та явилась, униженная, готовая ко всему, но Дмитрий повёл себя как благородный человек, дал ей эти деньги, ничего взамен не потребовав. Теперь они считаются женихом и невестой, но Дмитрий увлечён Грушенькой и даже прокутил с ней на постоялом дворе в селе Мокрое три тысячи, данные ему Катериной Ивановной для отсылки сестре в Москву. Он считает это главным своим позором и как честный человек должен всю сумму непременно вернуть. Если же Грушенька придёт к старику, то Дмитрий, по его словам, ворвётся и помешает, а если... то и убьёт старика, которого люто ненавидит. Дмитрий просит брата сходить к Катерине Ивановне и сказать ей, что он кланяется, но больше не придёт.

В доме отца Алеша застаёт за коньячком Федора Павловича и брата Ивана, забавляющихся рассуждениями лакея Смердякова, сына бродяжки Лизаветы и, по некоторым предположениям, Федора Павловича. А вскоре внезапно врывается Дмитрий, которому показалось, что пришла Грушенька. В ярости он избивает отца, но убедившись, что ошибся, убегает. Алеша же направляется по его просьбе к Катерине Ивановне, где неожиданно застаёт Грушеньку. Катерина Ивановна ласково обхаживает её, показывая, что заблуждалась, считая её продажной, а та медоточиво ей отвечает. В конечном счёте все опять заканчивается скандалом: Грушенька, собираясь было поцеловать ручку Катерины Ивановны, внезапно демонстративно отказывается это сделать, оскорбив соперницу и вызвав её ярость.

На следующий день Алеша, переночевав в монастыре, снова идёт по мирским делам — сначала к отцу, где выслушивает очередную исповедь, теперь уже Федора Павловича, который жалуется ему на сыновей, а про деньги говорит, что они ему самому нужны, потому что он пока все-таки мужчина и хочет ещё лет двадцать на этой линии состоять, что в скверне своей до конца хочет прожить и Грушеньку Дмитрию не уступит. Сплетничает он Алеше и про Ивана, что тот у Дмитрия невесту отбивает, потому что сам в Катерину Ивановну влюблён.

По пути Алеша видит школьников, бросающих камни в маленького одинокого мальчика. Когда Алеша подходит к нему, тот сначала бросает в него камнем, а потом больно кусает за палец. Этот мальчик — сын штабс-капитана Снегирева, который недавно был унизительно вытащен за бороду из трактира и избит Дмитрием Карамазовым за то, что имел какие-то вексельные дела с Федором Павловичем и Грушенькой.

В доме Хохлаковой Алеша застаёт Ивана и Катерину Ивановну и становится свидетелем очередного надрыва: Катерина Ивановна объясняет, что она будет верна Дмитрию, будет «средством для его счастья», и спрашивает мнение Алеши, который простодушно объявляет, что она вовсе не любит Дмитрия, а только уверила себя в этом. Иван сообщает, что уезжает надолго, потому что не хочет сидеть «подле надрыва», и добавляет, что Дмитрий ей нужен, чтобы созерцать беспрерывно свой подвиг верности и упрекать его в неверности.

С двумя сотнями рублей, данными ему Катериной Ивановной для пострадавшего от рук Дмитрия штабс-капитана Снегирева, Алеша направляется к нему. Поначалу капитан, отец большого семейства, живущего в крайней нищете и болезнях, юродствует, а затем, расчувствовавшись, исповедуется Алеше. Он принимает от него деньги и вдохновенно представляет, что теперь сможет осуществить.

Затем Алеша снова посещает госпожу Хохлакову и душевно беседует с её дочерью Лизой, болезненной и экспансивной девочкой, которая написала ему недавно о своей любви и решила, что Алеша должен на ней непременно жениться. Спустя короткое время она признается Алеше, что хотела бы быть истерзанной — например, чтоб на ней женились и потом бросили. Она описывает ему страшную сцену истязания распятого ребёнка, воображая, что сама сделала это, а потом села напротив и стала есть ананасный компот, «Бесёнок» — назовёт её Иван Карамазов.

(далее курсивом - содержание глав «Бунт» и ««Великий Инквизитор») Алеша направляется в трактир, где, как стало ему известно, находится брат Иван. В трактире происходит одна из ключевых сцен романа — свидание двух «русских мальчиков», которые если сойдутся, то тут же начинают о мировых вековечных вопросах. Бог и бессмертие — один из них. Иван приоткрывает свою тайну, отвечая на незаданный, но чрезвычайно интересующий Алешу вопрос, «каково ты веруешь?».

В нем, Иване, есть карамазовская жажда жизни, он любит жизнь вопреки логике, ему дороги клейкие весенние листочки. И он не Бога не принимает, а мира Божьего, полного безмерных страданий. Он отказывается согласиться с гармонией, в основании которой слезинка ребёнка. Он выкладывает Алеше «фактики», свидетельствующие о вопиющей людской жестокости и детском страдании. Иван пересказывает Алеше свою поэму «Великий инквизитор», действие которой происходит в шестнадцатом столетии в испанском городе Севилья. Девяностолетний кардинал заточает в тюрьму второй раз сошедшего на землю Христа и во время ночной встречи излагает Ему свой взгляд на человечество. Он убеждён, что Христос идеализировал его и что оно недостойно свободы. Выбор между добром и злом — мука для человека. Великий инквизитор с соратниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и самим устроить человеческое счастье, превратив человечество в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью. Инквизитор ждёт ответа от Христа, но тот только молча целует его.

Расставшись с Алешей, Иван по пути домой встречает Смердякова, и между ними происходит решающий разговор. Смердяков советует Ивану ехать в деревню Чермашню, где старик продаёт рощу, он намекает на то, что в его отсутствие с Федором Павловичем может произойти все, что угодно. Иван обозлён смердяковской наглостью, но в то же время и заинтригован. Он догадывается, что от его решения многое сейчас зависит. Он решает ехать, хотя по пути изменяет маршрут и направляется не в Чермашню, а в Москву.

Между тем умирает старец Зосима. Все ждут после смерти праведника чуда, а вместо этого очень скоро появляется запах тления, что производит смуту в душах. Смущён и Алеша. В таком настроении уходит он из монастыря в сопровождении семинариста-атеиста Ракитина, интригана и завистника, который ведёт его в дом к Грушеньке. Хозяйку они находят в тревожном ожидании какой-то вести. Обрадованная приходу Алеши, она сначала ведёт себя как кокетка, садится ему на колени, но, узнав про смерть Зосимы, резко меняется. В ответ на Алешины тёплые слова и то, что он её, грешную, называет сестрой, Грушенька оттаивает сердцем и посвящает его в свои терзания. Она ждёт весточки от своего «бывшего», который когда-то соблазнил её и бросил. Много лет она лелеяла мысль о мщении, а теперь готова поползти, как собачонка. И действительно, сразу после получения весточки она мчится на зов «бывшего» в Мокрое, где тот остановился.

Алеша, умиротворённый, возвращается в монастырь, молится возле гроба Зосимы, слушает чтение отцом Паисием Евангелия о браке в Кане Галилейской, и ему, задремавшему, чудится старец, который хвалит его за Грушеньку. Сердце Алеши все больше наполняется восторгом. Очнувшись, выходит он из кельи, видит звезды, золотые главы собора и повергается в радостном исступлении на землю, обнимает и целует её, душой прикоснувшись к мирам иным. Простить ему хочется всех и у всех прощения просить. Что-то твёрдое и незыблемое входит в его сердце, преображая его.

В это время Дмитрий Карамазов, терзаемый ревностью к отцу из-за Грушеньки, мечется в поисках денег. Он хочет увезти её и начать вместе с ней где-нибудь добродетельную жизнь. Нужны ему деньги и для того, чтобы возвратить долг Катерине Ивановне. Он идёт к покровителю Грушеньки, богатому купцу Кузьме Самсонову, предлагая за три тысячи свои сомнительные права на Чермашню, а тот в насмешку посылает его к купцу Горсткину (он же Лягавый), торгующему у Федора Павловича рощу. Дмитрий мчится к Горсткину, находит его спящим, всю ночь ухаживает за ним, чуть не угоревшим, а утром, пробудившись после недолгого забытья, застаёт мужика безнадёжно пьяным. В отчаянии Дмитрий направляется к Хохлаковой одолжить денег, та же пытается вдохновить его идеей золотых приисков.

Потеряв время, Дмитрий спохватывается, что, может, упустил Грушеньку, и, не найдя её дома, крадётся к отцовскому дому. Он видит отца одного, в ожидании, но сомнение не покидает его, так что он производит секретный условный стук, которому научил его Смердяков, и, убедившись, что Грушеньки нет, бежит прочь. В этот момент и замечает его вышедший на крыльцо своего домика камердинер Федора Павловича Григорий. Он бросается за ним и настигает, когда тот перелезает через забор. Дмитрий бьёт его захваченным в доме Грушеньки пестиком. Григорий падает, Дмитрий спрыгивает к нему посмотреть, жив ли он, и вытирает ему окровавленную голову носовым платком.

Затем он снова бежит к Грушеньке и уже там добивается от служанки правды. Дмитрий с внезапно оказавшейся в его руках пачкой сторублёвых кредиток направляется к чиновнику Перхотину, которому совсем недавно за десять рублей заложил пистолеты, чтобы вновь выкупить их. Здесь он немного приводит себя в порядок, хотя весь вид его, кровь на руках и одежде, а также загадочные слова возбуждают у Перхотина подозрения. В соседней лавке Дмитрий заказывает шампанское и прочие яства, веля доставить их в Мокрое. И сам, не дожидаясь, скачет туда на тройке.

На постоялом дворе он застаёт Грушеньку, двух поляков, симпатичного молодого человека Калганова и помещика Максимова, развлекающего всех своим шутовством. Грушенька встречает Дмитрия с испугом, но затем радуется его приезду. Тот робеет и заискивает перед ней и перед всеми присутствующими. Разговор не клеится, тогда затевается партия в карты. Дмитрий начинает проигрываться, а потом, видя загоревшиеся глаза вошедших в азарт панов, предлагает «бывшему» деньги, чтобы тот отступился от Грушеньки. Внезапно обнаруживается, что поляки подменили колоду и за игрой мухлюют. Их выводят и запирают в комнате, начинается гулянье — пир, песни, пляски... Грушенька, захмелев, вдруг понимает, что только одного Дмитрия и любит и теперь связана с ним навечно.

Вскоре в Мокром появляются исправник, следователь и прокурор. Дмитрия обвиняют в отцеубийстве. Он поражён — ведь на его совести только кровь слуги Григория, а когда ему сообщают, что слуга жив, то он сильно воодушевляется и с готовностью отвечает на вопросы. Выясняется, что не все деньги Катерины Ивановны были им растрачены, а только часть, остальная же была зашита в мешочек, который Дмитрий носил на груди. В этом была его «великая тайна». В том был и позор для него, романтика в душе, проявившего некоторую осмотрительность и даже расчётливость. Именно это признание даётся ему с наибольшим трудом. Следователю же понять это вовсе не под силу, а прочие факты свидетельствуют против Дмитрия.

Во сне Митя видит плачущее в тумане дитё на руках измождённой бабы, он все домогается узнать, почему оно плачет, почему не кормят его, почему голая степь и почему не поют радостных песен.

Великое, никогда не бывалое умиление поднимается в нем, и хочется ему что-то сделать, хочется жить и жить, и в путь идти «к новому зовущему свету».

Вскоре выясняется, что убил Федора Павловича лакей Смердяков, притворявшийся разбитым падучей. Как раз в тот момент, когда старик Григорий лежал без сознания, он вышел и, маня Федора Павловича Грушенькой, заставил отпереть дверь, несколько раз ударил по голове пресс-папье и забрал из известного только ему места роковые три тысячи. Теперь уже действительно больной Смердяков сам рассказывает обо всем посетившему его Ивану Карамазову, вдохновителю преступления. Ведь именно его идея вседозволенности произвела на Смердякова неизгладимое впечатление. Иван не хочет признать, что преступление было совершено с тайного его согласия и при его попустительстве, но муки совести так сильны, что он сходит с ума. Ему мерещится черт, эдакий русский джентльмен в клетчатых панталонах и с лорнетом, который насмешливо высказывает собственные мысли Ивана, а тот пытает его, есть Бог или нет. Во время последнего свидания со Смердяковым Иван говорит, что признается во всем на предстоящем суде, и тот, растерянный, при виде нетвёрдости так много значившего для него Ивана, отдаёт ему деньги, а потом вешается.

Катерина Ивановна вместе с Иваном Федоровичем строят планы побега Дмитрия в Америку. Однако между ней и Грушенькой продолжается соперничество, Катерина Ивановна ещё не уверена, как она выступит на суде — вызволительницей или погубительницей своего бывшего жениха. Дмитрий же во время свидания с Алешей выражает желание и готовность пострадать и страданием очиститься. Судебный процесс начинается опросом свидетелей. Свидетельства за и против поначалу не складываются в ясную картину, но, скорее, все-таки в пользу Дмитрия. Поражает всех выступление Ивана Федоровича, который после мучительных колебаний сообщает суду, что убил повесившийся Смердяков, и в подтверждение выкладывает пачку полученных от него денег. Смердяков убил, говорит он, а я научил. Он бредит в горячке, обвиняя всех, его силой уводят, но сразу после этого начинается истерика Катерины Ивановны. Она предъявляет суду документ «математической» важности — полученное накануне преступления письмо Дмитрия, где тот грозится убить отца и взять деньги. Это показание оказывается решающим. Катерина Ивановна губит Дмитрия, чтобы спасти Ивана.

Далее ярко, красноречиво и обстоятельно выступают местный прокурор и известный столичный адвокат Фетюкович. Оба умно и тонко рассуждают, рисуют картину российской карамазовщины, проницательно анализируют социальные и психологические причины преступления, убеждая, что обстоятельства, атмосфера, среда и низкий отец, который хуже чужого обидчика, не могли не подтолкнуть к нему. Оба заключают, что Дмитрий — убийца, хотя и невольный. Присяжные признают Дмитрия виновным. Дмитрия осуждают.

После суда Дмитрий заболевает нервной лихорадкой. К нему приходит Катерина Ивановна и признается, что Дмитрий навсегда останется язвой в её сердце. И что хоть она любит другого, а он другую, все равно она и его, Дмитрия, будет любить вечно. И ему наказывает любить себя всю жизнь. С Грушенькой же они так и остаются непримиренными врагами, хоть Катерина Ивановна скрепя сердце и просит у той прощения.

Завершается роман похоронами Илюшеньки Снегирева, сына капитана Снегирева. Алеша Карамазов призывает собравшихся у могилы мальчиков, с которыми подружился, посещая Илюшу во время его болезни, быть добрыми, честными, никогда не забывать друг о друге и не бояться жизни, потому что жизнь прекрасна, когда делается хорошее и правдивое


20.01.2014; 17:41
хиты: 577
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь