пользователей: 21252
предметов: 10461
вопросов: 177855
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Творческий путь И.А. Гончарова

Родился в Симбирске в 1812 году в купеческой семье, но утверждал, что его с детства воспитывали как дворянина. Позже, уже в преклонных годах, Гончаров опишет свои детские годы в автобиографическом очерке «На родине»:  много прислуги, амбары и ледники переполнены запасами продовольствия, словом, целая деревня. Именно то, что он узнал и увидел в этой деревне стало импульсом к изображению поместного, барского быта, который мы видим в «Обломове», «Обрыве» и «Обыкновенной истории». Когда Гончарову было 7 лет, умер его отец, и дальнейшим духовным воспитанием мальчикам занимался его крестный отец Н.Н.Трегубов, отставной моряк.  В 10 лет Ивана Александровича отправили учиться в Москву, в коммерческом училище (заставила мать). Он провел там 8 лет, но совершенно не интересовался предметами, которые там преподавались. Его увлекало чтение, особенно полюбил отечественную лит-ру. Взахлеб читал «Евгения Онегина», и позднее признавался, что именно с этого произведения началось его увлечение Пушкиным, доходившее почти до поклонения.  В свой 18 день рождения Гончаров пишет письмо матери, в котором просит ее написать прошение об исключении его из училища, и та соглашается это делать. В 1831 году Гончаров поступает в Московский университет на словесный факультет. 3 года, проведенные там, вспоминает как лучшие годы в своей жизни. Самое яркое воспоминание- посещение университета Пушкиным, с которым, впрочем, он так и не познакомился. Одновременно с Гончаровым в университете учились Огарев, Белинский, Герцен, Лермонтов, Тургенев. После окончания университета ничего не пишет, кроме стишков и статей для рукописных альманахов, но, как он сам признавался, это все было несерьезно, поверхностно. Пытается присоединиться к литературным кружкам, посещает салон Майковых, но очень быстро ко всему этому охладевает. В 1846 году знакомится с Белинским, становится вхож в его круги. Именно Б. убеждает его всерьез заняться лит-рой, и уже в 1847 году в «Современнике» выходит его «Обыкновенная история», которая была восторженно принята критиками, а Белинский отозвался о Гончарове как о «прекрасном художнике, лучшем, чем Герцен». Окрыленный успехом, он начинается создавать новые произведения, и в 1849 году выходит отдельная глава «Сон Обломова». Работа над остальными главами приостанавливается, т.к в 52-54 годах Гончаров совершает кругосветное плавание на фрегате «Паллада». С первых дней путешествия Г. начал вести путевой журнал, которые потом немного преобразовал и объединил в книгу «Фрегат «Паллада», первую часть которого напечатал в «Отечественных записках». По возвращении начинает испытывать острую нужду в деньгах и решает стать цензором, т.к. работа в департаменте финансов его не устраивала. В недалеких слоях общества бытовало мнение о том, что цензоры- тупые, жестокие люди, которые тормозят литературный процесс, так что эта работа значительно подпортила его репутацию. (До него служили в цензуре Тютчев, Вяземский). Но нельзя назвать его жестким цензором: он редко прислушивался к мнению большинства и давал добро на печать любого, по его мнению, достойного произведения, даже если остальные были против. В частности, он дал разрешение на печать «Грозы»  В отставку он вышел в 1957 году и принялся спешно заканчивать «Обломова», который вышел в свет в 1859 году. Тогда же впервые прозвучало слово «обломовщина». В 1862 году Гончарова приглашают редактором в газету «Северная почта». Начинает вести открытую борьбу с «Современником», которым тогда руководил Некрасов, и с «Русским словом» Писарева, боролся с «жалкими доктринами нигилизма, социализма и коммунизма» до 1867 года. Сразу после выхода в отставку начинает писать «Обрыв», замысел которого у него возник еще в 59 году. Трудился целых 20 лет над этим романом, боялся не успеть закончить до своей смерти.  Но произведение встретили негативно, и Гончаров обиделся, да так, что решил больше не писать вообще, что он и делает. Но в конце жизни нарушает данное себе обещание, и в свет выходит поэтический этюд «Мильон терзаний», а затем автокритика. Но последнее у него вышло из рук вон плохо: он упростил и себя, и свои произведения. К концу 70-х годов стал вести почти отшельнический образ жизни, отвергает предложение поучаствовать в Пушкинском празднике. Умер от воспаления легких в 1891 году.

Отдельно хотелось бы упомянуть о споре Гончарова и Тургенева. Гончаров был немного болен, страдал манией преследования. Однажды он написал мемуары под названием «Необыкновенная история», в котором описывает все претензии к Тургеневу и предлагает провести анализ его «Обрыва» и тургеневского «Дворянского гнезда» , предлагая найти неоспоримые доказательства сплагиаченного сюжета и характера главной героини. Эти обвинения он выдвигал еще сразу после написания Тургеневым романа, но он не хотел ссориться с Г. и внес значительные изменения в свою работу, но Г. не успокоился и обвинил Т. в том, что он украл у него идею романа «Накануне». Т. разрывает отношения с Г. Нельзя не признать, что сходство есть, на глубоком уровне. Две героини: Одинцова и Беловодова- женщины холодные, а рядом с ними молодые энтузиасты, пытающиеся растопить их сердца, но безуспешно. Т. и Г. объединены общими интересами и видят общую цель в показе одинаковых типов героев. Однако победитель в этом споре Тургенев, и это абсолютно справедливо. Он пишет лучше, чем Гончаров. 

Черты различия Гончарова и Тургенева (по лекции):

  1. Тургенев писал быстро.

Важно, когда вышел роман. Если хочешь говорить об актуальном- пиши тут же, пока эта тема важна для народ. Гончаров в своей трилогии отстал от времени, попал в точку только с «Обыкновенной историей». Обломов опоздал на 10 лет, «Обрыв» на 15.

  1. У Гончарова отсутствует интерес к деталям.

Поэтому по сравнению с т. он выглядит дилетантом. Тургенев стремился узнать как можно больше о том, что пишет (народник), а Г. интересует лишь общая идея. Штольц занимается делом, каким- мы не помним.  Г. это не интересно, а современникам это важно. Они видят в герое торгаша, коммерсанта, хотя на самом деле все было не так.  В «Обрыве» это невнимание достигает апогея. Марк Волохов- нигилист, но его никто таковым не признает. Он ворует яблоки, крутит папиросы из книг- для Г. это типичные признаки нигилиста, но современником это не достаточно.

  1. Тургенев начинает писать прозу с небольших жанров, а Г.- с романа.

Тургенев склонен к лаконизму, ему проблемно писать много. Гончаров- писатель-графоман, но его романы не соответствуют задаче, он не нашел гармонии между формой и содержанием, как это сделал Тургенев.

Не значит ли это, что Г. нам больше не интересен? Нет, потому что писатель существует в нашем каноне не изолировано. Он существует в своей функции, со своим местом. Но для школьников мы скорее выберем Т. чем Г. 


16.09.2014; 00:13
хиты: 622
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь