пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Европейское кино 60-70х гг. "Новая волна" во Франции. Режиссеры, актеры, фильмы.

С фильма "400 ударов" Франсуа Трюффо по-настоящему начинается «новая волна». Жан-Люк Годар вспоминал, что после показа «Четырехсот ударов» в зале воцарилась тишина, и пред­ста­витель французского МИДа, кинокритик Филипп Эрланже, спросил министра культуры Андре Мальро: «Вы правда хотите, чтобы этот фильм представлял Францию на Каннском фестивале?» — «Да, несо­мненно», — ответил Мальро, тем самым открыв путь революции в кинематографе.

Режиссеры французской новой волны первыми в своих фильмах обратились к повседневности, к повествованию историй простых людей. Вместе с тем их картины не были пресной жвачкой. И дело здесь было не просто в новом способе монтажа картин, необычной работе оператора или новых приемах повествования, а в том что зритель устал видеть в кино недосягаемые вершины жизни. Он хотел видеть обычного человека с близкими для него самого, зрителя, желаниями и потребностями.

Любой фильм французской новой волны это повествование о внутреннем мире человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. При просмотре фильма зритель инстинктивно начинал сопереживать героям, с нетерпением ожидать что будет дальше, задумывался после просмотра, примерял ситуацию персонажа на себя.

Фильмы французской новой волны объединяют следующие общие признаки: отражение на экране "живой жизни"; вывод на передний план героя-аутсайдера, который игнорирует социальные нормы для того чтобы самореализоваться; импровизация при съемках; естественные интерьеры; отсутствие жесткой привязки съемочной камеры к героям. Все эти качества придавали легкую небрежность почерку режиссеров, что было очень свежо, привлекательно и воспринималось как творческая находка.

По моему мнению, самыми яркими представителями жанра французской новой волны, практически его основоположниками, являются два французских режиссера – Франсуа Трюффо и 
Жан-Люк Годар.

 

Франсуа Трюффо всегда стойко хранил верность этико-психологической проблематике, оставшись в истории кино как несравненный выразитель лирического, любовного начала в фильмах новой волны. Жан-Люк Годар же применял так называемый «рваный» монтаж, полудокументальный стиль, иногда переходящий даже в интервью с актерами и обращением напрямую к зрителю. Это добавляло фильму изрядную долю реализма. Сценарий у него практически всегда отсутствовал, поскольку он считал что сценарий заключает свободу режиссёра в рамки. Однако все его фильмы смотрятся органично, без всяческих сваливаний в авангард и непонятности.


Однажды, во время просмотра интервью страшно модного Квентина Тарантино, в котором он пел тирады фильмам французской новой волны, я вспомнил, что его творческое объединение называется «A Band Apart», что является игрой слов из названия фильма Годара 1964 года «Bande A Part». Дальше я продолжил проводить аналогии и нашел много цитат в фильмах Тарантино, взятых из французской новой волны. Вот некоторые из них: в фильме Годара 1964 года «Банда аутсайдеров» есть пятиминутная сцена танца главных героев в кафе, стилистически очень похожая на сцену танца в ресторане в фильме «Криминальное Чтиво», разница лишь в том, что в фильме Годара её исполняют три актера, а у Тарантино – двое; если пересказать сюжет фильма 1968 года Трюффо «Невеста была в чёрном» получается следующее: в день свадьбы убит жених, невеста начинает мстить обидчикам, методично разыскивая их, согласно списка в своем блокноте, это почти Тарантино со своим «Убить Билла». Может быть я не прав, и вижу только то, что хочу видеть, но посмотрите сами и составьте свое мнение.

Я же считаю, что именно французская новая волна способствовала появлению и формированию взглядов на кино таких режиссеров как Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Ф. Коппола, Теренс Малик, Дэннис Хоппер, Вим Вендерс, Ларс Триер и других.

«400 ударов»

Режиссер Франсуа Трюффо, 1959 год.

История из жизни парижского подростка, который просто старается жить и хочет иметь обычные радости, например хоть раз увидеть море. Но жизненные обстоятельства и случайности сводят все его старания на нет и заставляют скатываться по наклонной. Неинтересующиеся им родители, которые погрязли в бытовухе и надоели друг другу, непонимающие учителя, которые не смогут заинтересовать своим предметом абсолютно никого, лицемеры-одноклассники, один верный друг и отсутствие примеров для подражания. В фильме очень хорошо показана жизнь в среде полного непонимания личности.

«Стреляйте в пианиста»

Режиссер Франсуа Трюффо, 1960 год.

История музыканта, в тщательно скрываемом ото всех прошлом достигшего огромной славы и потерявшего из-за этого жену, а ныне играющего в третьесортном кафе. События разворачиваются на криминальном фоне с редкими вставками воспоминаний из прошлой жизни. Фильм по тем временам считался очень откровенным.

«Безумный Пьеро»

Режиссер Жан-Люк Годар, 1965 год.

Двое когда-то влюбленных друг в друга людей случайно встречаются вновь. Он сейчас - женат на богатой женщине, она – любовница торговца оружием. Они вместе срываются, сбегая ото всех и едут как раньше, чтобы поселиться у моря. Но что-то не складывается и конец истории очень трагичен. В начале фильма Он присутствует на вечеринке, где гости не имеют своих мыслей. Их диалоги - рекламные слоганы, любые беседы – цитаты из телевизора. Он задыхается в мире, где главный девиз для всех «Потребляй!». Посыл фильма в том, что невозможно убежать от себя и быть свободным от общества, идеалистам в современном мире места больше нет.

 

«На последнем дыхании»

Режиссер Жан-Люк Годар, 1960 год.

Молодой угонщик, угнав очередной автомобиль едет в Париж. По пути его останавливает дорожный полицейский и угонщик случайно, по неосторожности, убивает его из найденного в бардачке чужого автомобиля пистолета. Угонщик, а теперь еще поневоле и убийца, убегает с места преступления и продолжает путь в Париж к своей знакомой. Добравшись до места и пройдя через перепетии сюжета, вечно преследуемый сгущающимися тучами обстоятельств, он приходит к логическому финалу – пули детектива полиции. Когда Годар приступил к съемкам этой картины в сценарии была прописана только первая сцена. Все последующие эпизоды сочинялись на ходу, прямо перед съемкой. Диалоги персонажей в большей степени были импровизацией актеров. Получилось всё весьма реалистично и интересно.

«Банда аутсайдеров»

Режиссер Жан-Люк Годар, 1964 год.

Парочка грабителей задумала обчистить особняк, для этого они берут в дело девушку и разрабатывают план. Но как оказалось у каждого из этой троицы есть еще и свой план, в котором нет места двум другим подельникам. В фильме есть знаменитая сцена бега по Лувру, разобранная на цитаты другими режиссерами.

«Невеста была в черном»

Режиссер Франсуа Трюффо, 1968 год.

В день свадьбы, при выходе после венчания из церкви, убит жених. Невеста, кое-как справившись со своим горем, через несколько лет узнает имя убийц. Она отправляется на их поиск с одной единственной целью – отомстить за свое разбитое счастье и погибшую любовь. Ее не интересует, что убийство было случайным, она, как одержимая идет к цели до конца. Как хищница, изучая привычки врагов, она наносит им удар в тот момент, когда они этого не ждут.

Мужчина и женщина
Un homme et une femme
Режиссер: Клод Лелуш
В ролях: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян
Год: 1966
Фильм о любви автогонщика и вдовы каскадера мог получиться до предела банальным: сентиментальная история, да еще в кадре постоянно мелькает «Форд Мустанг», так что порой кажется, что это очень длин­ный рекламный ролик. Cам Жан-Луи Трентиньян признавал, что история выглядит несерьезной. Картину сняли за три недели, еще столько же ушло на монтаж. На съемках Лелуш избегал дублей: если сцена не удавалась, вместо нее придумывалась другая. Фильм снимали на пленку разных типов — но не из-за стрем­ления к экспериментам, а из-за про­стой нехватки денег. Однако импровизация, спон­танные диалоги, игра с цветом и музыка Франсиса Ле неожи­данно превратили слащавую мелодраму в утонченную драму.

19.05.2018; 22:44
хиты: 71
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь