пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Советское кино 30-40х гг. Искусство, власть, идеология. Режиссеры, актеры, фильмы

 

В кинематографе Советского Союза к середине 1930-х установилась система, достаточно близкая американской (некоторые элементы были даже позаимствованы непосредственно), с теми только различиями, что, во-первых, в организационном плане, вместо двух вертикально-интегрированных конкурирующих структур имела место единственная, с Иосифом Сталиным во главе. И во-вторых, в плане производственном, вместо сведения полномочий режиссера к минимуму имело место их чрезвычайное раздувание – мало где и когда власть режиссера была столь велика, как в СССР 1930-х. Но это обстоятельство не давало особой творческой свободы, поскольку все фильмы должны были подчиняться жестким требованиям «метода социалистического реализма», что приводило к однотипности произведений. При этом, в отличие от США, где несмотря на значительное сходство методов кинопроизводства, в конечном счете оно все же было ориентировано на зрительский интерес, в СССР основной задачей было воплощение определенных достаточно отвлеченных идеологем.

Для подготовки технических кадров в 1930 г. был организован Ленинградский институт инженеров звукового кино (в дальнейшем — ЛИКИ). В этом же году открылся кинотехникум в Ростове-на-Дону, в 1936 г. — Казанский кинотехникум. Для освоения огромных художественных возможностей звукового кино потребовалось также усилить подготовку творческих работников. В 1930 г. ГТК был преобразован в Государственный институт кинематографии (ГИК) с отделениями: режиссёрским, сценарным, операторским (с 1938 г. — ВГИК)

Большое место в кинорепертуаре предвоенных лет заняли фильмы, посвященные истории освободительной борьбы народов Советского Союза, - "Пётр Первый" (1937-39, 1-2-я серии), реж. В. Петров, по роману А. Толстого; "Александр Невский" (1940), реж. Эйзенштейн, по сцен. Эйзенштейна и П. Павленко; "Суворов" (1941), реж. Пудовкин, сцен. Г. Гребнера; "Богдан Хмельницкий" (1941), реж. И. Савченко, сцен. А. Корнейчука и др.

Эти фильмы, утверждающие патриотические традиции народов нашей Родины, звучали особенно актуально в обстановке надвигающейся военной угрозы.

Главным творческим завоеванием советского киноискусства 30-х гг. явилось создание целой галереи ярких, подлинно народных характеров - Чапаева, Максима, профессора Полежаева, великого гражданина Шахова, колхозницы и государственной деятельницы Александры Соколовой и др. В этих образах, необычайно конкретно воплотивших черты нового человека, воспитанного партией, советские люди увидели лучшие свои качества и высокие образцы для подражания.

В 1934 г. режиссер Александров создаёт первый музыкальный фильм «Весёлые ребята». Проникнутый жизнерадостным мироощущением, фильм был хорошо принят массовым зрителем, получил признание за рубежом.... 

В 1934 киностудия «Ленфильм» создаёт этапное произведение русской советской кинематографии — фильм «Чапаев». Проникая в психологию эпохи и главного героя (артист Б. Бабочкин), постановщики фильма братья Васильевы развивают принципы историко-революционного фильма, углубляют понимание реализма в искусстве. Идейное богатство фильма заключается в правдивом показе героизма советского народа в годы Гражданской войны. Классическая завершённость композиции, единство драматургической, режиссёрской и изобразительной трактовки, выдающийся актёрский ансамбль (Б. Блинов — Фурманов, И. Певцов — полковник Бороздин, Л. Кмит — Петька, В. Мясникова — Анна, Б. Чирков — бородатый крестьянин и др.), органичность содержания и формы, народность определяют значение фильма для русской национальной культуры, его роль этапного произведения искусства кино.... 
Крупным вкладом в советскую комедиографию были музыкальные комедии Александрова и Пырьева. Вслед за «Весёлыми ребятами» Александров поставил фильм «Цирк» (1936 г.), «Волга-Волга» (1938 г.), «Светлый путь» (1940 г.). В лучших довоенных комедиях Александрова раскрылся щедрый оптимистический талант актрисы Л. Орловой и песенное дарование композитора Дунаевского. Своеобразный комедийный темперамент режиссера Пырьева со всей полнотой проявился в фильмах «Богатая невеста» (1938 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.), составивших самобытное направление в советской кинокомедии. Сцены, воспевающие свободный труд, сочетаются с народными танцами, лирическими песнями-монологами. В комедиях Пырьева раскрылось мастерство актёров Н. Крючкова, М. Ладыниной, Б. Андреева, создавших образы героев колхозного строительства, за внешней скромностью которых таится редкое душевное богатство.... 

 


19.05.2018; 19:09
хиты: 59
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь