пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Зарождение кинематографа. От технического аттракциона к искусству. С.Эйзенштейн, А. Довженко, Ч. Чаплин

Кино 

Единственное из искусств имеющее точную дату рождения – 28 Декабря 1895 года. В этот день произошел первый коммерческий показ фильма в кафе на бульваре Капуцинов. Кино – искусство технического прогресса нации.

Главной заслугой Луи и Агюста Люмьер было то, что они изобрели аппарат – синематограф (движущиеся картинки), который не только снимал, но и проецировал изображение на экран. Люмьеры впервые показали своё изобретение 22 марта 1895 года для членов общества поощрения национальной индустрии. Был продемонстрирован фильм «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер».

 

Первый и главный шаг к развитию и зарождению кинематографа был сделан еще в 1685 году, когда ученые изобрели «волшебный фонарь» (камера обскура).

Это устройство представляло собой своеобразный ящик со светильником внутри и увеличительной трубой. Позади данного светильника располагался рефлектор-отражатель, а между ящиком и трубой было небольшое отверстие, на которое тушью наносился нарисованный кадр (воплотить в реальность такую задумку хотел Леонардо Да Винчи, однако ему так и не удалось этого сделать).

 

1876 год стал знаменательным для развития кино. В Париже появляется кадровый кинематограф. Его изобрел Эмиль Рено и назвал свое творение оптическим театром. Прибор представлял из себя разработанный более двухсот лет тому назад волшебный фонарь, но в «большом масштабе». Через фонарь проходила пленка и ,таким образом, создавался своеобразный театр кадров, которые показывались друг за другом на большом экране: 100, 90 или 80 картинок в зависимости от продолжительности сюжетной линии. Для постановок приглашали специального актера, который озвучивал все действия, происходящие на экране. Уже через несколько лет в Париже было создано около 12 таких театров. Следует также отметить, что пользовались они невероятным успехом.

 

Начало официальной истории советского кино датируется 27 августа 1919 года, когда Советский Народный Комитет принял решение о национализации кинематографа в Советской России. Именно этот день сегодня отмечается как День российского кино.

ЭЙЗЕНШТЕЙН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

10 (22) января 1898, Рига — 11 февраля 1948, Москва.
Ученик В.Э. Мейерхольда, Эйзенштейн осуществлял поиски современного кинематографического языка — открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса — были осуществлены в снятой на «Мосфильме» серии историко-революционных картин: «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), «Октябрь» (1927, совместно с Г.В. Александровым). Эйзенштейн добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В 1930-х годы работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике. 

 в 1925 году, на экраны вышел «Броненосец Потёмкин», созданный по тому же методу и с целым рядом исключительно «аттракционных моментов» (хрестоматийный эпизод расстрела на Потёмкинской лестнице в Одессе). Однако тематически и стилистически «Броненосец» оказался более выдержан и очищен от эксцентрических перехлестов и кричащего метафоризма деталей. Скрытая внутрь кадра символика и взрывающийся новым смыслом монтажный переход сделали классикой трехкадровый эпизод, фиксирующий «прыжок» мраморного льва. Бунт моряков на «Потёмкине», переросший в социальный конфликт, оказался благодаря фильму Эйзенштейна заряженным внутренней энергией такой силы, что производил подлинно бунтарский эффект и в ряде западных стран был запрещён для демонстрации. Благодаря Эйзенштейну и советской школе монтажно-образного кинематографа 1920-х годов кино стало действительно искусством, воздействующим на миллионы людей в разных странах.

«Александр Невский» (1938, Сталинская премия, 1941), реализованный в соответствии с излюбленным для вождя жанром биографического патриотического фильма, мог показаться определенной уступкой Эйзенштейна. Колоссальный успех фильма, снятого накануне Второй мировой войны, свидетельствовал о совпадении интересов постановщика и настроений не только властителя, но и зрительских масс. Невозможно отделить от режиссёрского воплощения и яркое визуальное решение оператора Тиссэ, а также удивительное по эмоциональному воздействию музыкальное сопровождения С.С. Прокофьева. «Александр Невский», явившись, вехой в творчестве 
Эйзенштейна, ознаменовал собой резкую смену режиссёром своего художественного метода. 

В последнее десятилетие своей жизни (1938-1948) Эйзенштейн приходит к новому кино, которое лишь на рубеже 1950-1960-х годах начнет проникать в глубины человеческого сознания, интеллектуально и философски отражать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении. Зачатки внутрикадрового монтажа и передачи на экране хода мыслей героя в исторической трагедии «Иван Грозный» (первая серия, 1945, Сталинская премия 1946; вторая серия была запрещена и выпущена только в 1958; съемки третьей были прекращены), особенно во второй серии, отнюдь не противоречат открытиям в межкадровом монтаже и наступательному переосмыслению действительности в ранних шедеврах «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».

Главная идея «Ивана Грозного» — идея трагической расплаты правителя за преступления совершенные в ходе в борьбы за власть подверглась уничтожающей критике. Фильм не спасли ни прекрасные актерские работы (Н.К. Черкасов, А.М. Бучма, С.Г. Бирман, М.И. Жаров), ни новаторское изобразительное решение (одна из сцен в черно-белой картине была снята в цвете), ни музыка Прокофьева. Последовал резкий окрик официальной критики, и Эйзенштейну в категорической форме было предложено переработать фильм. Режиссёр тяжело переживал судьбу своего детища, болезнь сердца резко обострилась, и он скоропостижно скончался, едва перешагнув через свой пятидесятилетний рубеж. Влияние Эйзенштейна на мировое кино гораздо шире и глубже, нежели это раньше представлялось советскими критиками, искавшими след только внешнего, идеологически пафосного воздействия его фильмов. Новаторство режиссёра в области киноформы привлекает совершенно разных по политическим взглядам и художественным пристрастиям отечественных и зарубежных деятелей кинематографа.

Александр Довженко

Впервые заявил о себе как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял фильм «Земля».Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни. Фильм был в значительной степени опошлен, что сказалось на его дальнейшей судьбе (практически сразу снят с проката).

Этапными работами стали фильмы «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939).

Во время работы над картиной «Иван» Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией.[13]

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий[источник не указан 1448 дней].

С конца 1930-х годов он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам.

В годы Великой Отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки.

Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК ВКП (б), получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству.[14]

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался в попытках удовлетворить требования цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего, кроме пропагандистского пафоса[12]. Другие же критики утверждают, что, несмотря на переделки в угоду идеологии, фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе[15]. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко, фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Аннабеллы Бюкар, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко несколько раз переделывал и перемонтировал картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но — уникальный случай! — когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. Фильм остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежал в архиве 46 лет и только в 1995 году попал на экраны.[12]

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин.

Довженко приступил к написанию романа-эпопеи «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории.

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». 
После его смерти фильм сняла вдова режиссёра Юлия Солнцева.

Сэр Ча́рльз Спе́нсер (Ча́рли) Ча́плин 

16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) — американский и английский киноактёрсценаристкомпозиторкинорежиссёрпродюсер и монтажёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяги Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоуна[6]. Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 — писал музыку.

Вместе с Мэри ПикфордДугласом Фэрбенксом и Дэвидом Гриффитом Чарльз Чаплин основал киностудию United Artists в 1919 году[7]

Лауреат премии Американской Киноакадемии 1973 года и дважды обладатель внеконкурсного почётного «Оскара» 1929 и 1972 годов. Почётную премию «Оскар» 1972 года Чаплин получил со следующей формулировкой своих заслуг — «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством»[8]

Чаплин был одним из самых творческих и влиятельных людей в эпоху немого кино. На творчество Чаплина большое влияние оказал французский комик и киноактёр Макс Линдер, которому он посвятил один из своих фильмов[9]. Его карьера началась ещё в викторианскую эпоху, когда маленький Чарли впервые вышел на сцену мюзик-холла в Великобритании и, растянувшись на 75 лет, продолжалась практически до самой смерти артиста в возрасте 88 лет. После оглушительного успеха в Голливуде Чаплин был вынужден покинуть США под натиском громких скандалов, разоблачений, касающихся подробностей личной жизни и обвинений в сочувствии идеям коммунизма в эпоху маккартизма в начале 1950-х годов.


19.05.2018; 16:49
хиты: 78
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь