Театр кукол — это не только для детей
Границы жанров размываются
И теоретики, и практики сегодня страдают от того, что трудно разобраться с терминами. Мы знаем, есть тростевая кукла, планшетная, перчаточная… Но тут появляется нечто новое, и мы не понимаем, как это классифицировать. Теория сыпется на наших глазах. В драме и в опере на сцене кукла, а из театра кукол она уходит, появляется живой человек, маска. Границы размываются (и это тоже повод для взрослого зрителя прийти в театр кукол).
Адольф Шапиро и Теодор Курентзис, крупные величины, обращаются к кукле в опере. Для них она некая осмысленная необходимость, они не могут по-другому высказать то, что хотят, а благодаря кукле появляется масса возможностей. Это не случайный персонаж на ширме. Когда в драме, в опере, в пространстве современного искусства появляется кукла, причина этого всегда понятна. А в театре кукол иногда, к сожалению, их используют только потому, что это именно театр кукол.
Размывание границ сейчас один из самых важных трендов. Причем размывается граница не только между драмой и театром кукол, но и между выставкой современного искусства и театром кукол.
Кукольники изобретают свой материал, свою систему
Есть такой важный персонаж современного театра кукол — Дуда Пайва, голландский мастер, солист. Он все делает сам, от сценария спектакля до воплощения. У него балетное образование. В театре кукол вообще много людей из балета у них пластика определенная, они могут ее использовать на сцене и могут передать ее своей кукле. Дуда Пайва так и делает — придает ей такое движение, которое актер драматический не смог бы, поскольку по природе своей не владеет такой пластикой. Куклы Дуды Пайвы из специального материала, который он придумал. Это поролон, подробности о нем никто не знает, он держит их в секрете. Ходят легенды, он нашел несколько рулонов определенного поролона на заводе, сохранил их и только из него делает своих кукол.
Интересно в этом контексте работает и томич Владимир Захаров, который придумал не просто театр, а целый дом, в котором живут и работают уникальные куклы-автоматы и его авторская разработка — куклы на запястье.
В театрах кукол сохранились постановки для детей 1940-х годов
Есть теория, почему дети любят слушать сказки по 100 раз: в этом выражается их потребность в стабильности. Красная Шапочка пошла к бабушке через лес, и для нее все закончится хорошо, я знаю это наизусть, но мне необходимо подтверждение.
Актер больше чем актер
Важна разница образования. В России актер театра кукол изучает те же дисциплины, что актер драмы, а также работает с куклой.
Он синтетический артист — может петь, танцевать, играть драматические роли, управлять куклой. Но при этом он часто не может сделать куклу, написать текст для спектакля.
На Западе же «кукольник» — это профессия. Он должен сам придумать историю или ее адаптировать, создать куклу и затем представить спектакль зрителю, да еще и стать продюсером, продать свою постановку, заработать на ней. Самые крупные имена в современном европейском театре кукол — это имена, они больше на слуху, чем названия их театра.
Так, кстати, и в традиционном театре. Когда мы смотрим на Петрушку, то важно, кто работает за ширмой. Задор, драйв, будет чувствоваться, хотя артиста и не увидят. Актер должен быть чуть больше чем исполнитель текста и не просто двигателем кукол, хотя иногда и это приходится делать, иногда театр становится аттракционом.
Спектакли в театре кукол — авторское высказывание режиссера