пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Петрушка. Сюжеты и история



Кукольники 30-х годов XVII в., подобно своим собратьям XIX века, придерживались принципов импровизированной иг- ры. Они могли «тотчас же» представить с помощью кукол свои «шалости». В основе импровизации лежал некий элементарный сюжет. Под влиянием дальнейших социально-исторических и культурных изменений в России сюжетная цепочка комедии варьировалась. Изменялся и главный герой спектакля. Сюжетная цепь кукольной комедии формировалась, видимо, под влиянием на- родных языческих культов, обрядов, игр: «хождение с кобылкой», «сватовство», «шу- товское лечение», «пародийные похороны» и т.д. Сформировалось и ядро сюжета ку- кольной комедии: молодой парень решает жениться, обзавестись хозяйством, а потому первым делом покупает у цыгана лошадь. Упав с лошади, он обращается к лекарю- 6. Петрушка шарлатану, не стерпев обмана, убивает его дубинкой и хо- ронит. В этом первосюжете находят отражение наиболее попу- лярные народные игры, в основе которых лежит пародия: на сватовство, свадьбу, торг, лечение, похороны. Подобные игры существовали в культурах всех западно-европейских народов. Их сходством, кстати, можно объяснить и сходство сюжетов героев народных кукольных комедий. В XVII в. комедии аккомпанировал гусляр или гудочник. Он же был своеобразным связующим звеном между куклой и зрителями: зазывал, собирал плату, вел диалог с героем, высту- пал в роли раешника. Аккомпанемент кукольной комедии со временем изменял- ся. В первой половине XVIII в. «Петрушка» исполнял свои пес- ни и пляски под звуки гудка, скрипки. Позднее, когда во второй половине XVIII века в России появилась шарманка, этот «меха- нический духовой инструмент», не требовавший от исполните- ля музыкальных способностей, вытеснил народные инструмен- ты. Комедия о Петрушке часто рассматривается как заимство- ванная кукольная игра, привнесенная из культур стран Западной Европы или Востока (во многих странах существовали подоб- ные представления и герои), однако археологические раскопки, текстологические исследования, мифы, свидетельства этногра- фов уже сегодня позволяют одновременно считать истоком данной комедии и культуру Древнего Рима, и культуру стран Востока. Аналогичная кукла найдена археологами даже на ост- рове Пасхи10 . Важное уточнение об истории возникновения кукольной комедии на Руси сделал в статье «Комедия о Петрушке как поздняя форма функционирования смеховой культуры скомо- рохов» историк театра кукол А.П. Кулиш, который предлагает разграничить комедию о Петрушке, возникшую в России в XIX веке и более раннюю форму – скоморшьих игр: «Суммируя вы- сказывания русских и советских исследователей, отметим, что все они утверждают, что Петрушка существовал уже в XVII в., 
существовали в культурах всех западно-европейских народов. Их сходством, кстати, можно объяснить и сходство сюжетов героев народных кукольных комедий. В XVII в. комедии аккомпанировал гусляр или гудочник. Он же был своеобразным связующим звеном между куклой и зрителями: зазывал, собирал плату, вел диалог с героем, высту- пал в роли раешника. Аккомпанемент кукольной комедии со временем изменял- ся. В первой половине XVIII в. «Петрушка» исполнял свои пес- ни и пляски под звуки гудка, скрипки. Позднее, когда во второй половине XVIII века в России появилась шарманка, этот «меха- нический духовой инструмент», не требовавший от исполните- ля музыкальных способностей, вытеснил народные инструмен- ты. Комедия о Петрушке часто рассматривается как заимство- ванная кукольная игра, привнесенная из культур стран Западной Европы или Востока (во многих странах существовали подоб- ные представления и герои), однако археологические раскопки, текстологические исследования, мифы, свидетельства этногра- фов уже сегодня позволяют одновременно считать истоком данной комедии и культуру Древнего Рима, и культуру стран Востока. Аналогичная кукла найдена археологами даже на ост- рове Пасхи10 . Важное уточнение об истории возникновения кукольной комедии на Руси сделал в статье «Комедия о Петрушке как поздняя форма функционирования смеховой культуры скомо- рохов» историк театра кукол А.П. Кулиш, который предлагает разграничить комедию о Петрушке, возникшую в России в XIX веке и более раннюю форму – скоморшьих игр: «Суммируя вы- сказывания русских и советских исследователей, отметим, что все они утверждают, что Петрушка существовал уже в XVII в., 
Но если А. Олеарий видел не традиционного «Петрушку», возникает вопрос: что же в таком случае он видел, описал и за- рисовал? Думается, прав Х. Юрковский, увидевший в рисунке голштинского путешественника эротическую сцену кукольного театра скоморохов. <…> Каковы были сюжеты скоморошьих кукольных представ- лений? На этот счет мы не можем сказать ничего определенно- 18 го. Заманчиво предположить, что кукольные игры в России XVII в. с использованием передвигаемых керамических фигу- рок (если принять гипотезу М. Г. Рабиновича) походили на представления европейского кукольного театра средневековья. В нем куклы иллюстрировали сюжеты рыцарских баллад. В России это могла быть иллюстрация содержания былин, а ско- рее всего, если принять во внимание эротический характер ста- ринных кукольных игр, не слишком пристойных скоморошин, которые исполнялись либо самим кукольником, либо его по- мощником (обратим внимание, что на гравюре Олеария рядом с кукольником изображен гусляр, наблюдающий за действиями фигурок на ширме). Но как в таком случае объяснить слова Олеария о том, что русские комедианты “могут бегать по ули- цам” со своим переносным театром, “на котором в то же время могут происходить кукольные игры”. (Перевод П. Барсова бо- лее понятен: “Ходят по улицам и показывают... из кукол разные представления”.)» 11 . А. П. Кулиш приходит к выводу о том, что «свидетельство Адама Олеария, на которое обычно ссылаются исследователи театра “Петрушки”, говорит нам о существовании в России XVII в. скоморошьих кукольных игр, но эти игры ничем (ни ре- пертуаром, ни техникой кукловождения) не походили на клас- сическую русскую народную комедию “Петрушки”. <…> Косвенным подтверждением нашего тезиса является вы- вод, сделанный П. Н. Берковым: «В XVIII и XIX вв. существо- вал в России кукольный театр, не совпадающий с театром (чи- тай: уличной комедией. – А. К.) Петрушки. Это были пьесы разного содержания». В. Н. Перетц, отмечая связь Петрушки с «дурацкой персоной» XVIII в. Петрухой Фарносом – героем лу- бочных картинок, считал, что «на основании этих лубочных 
изображений мы можем догадываться о том, каков был у нас ранее репертуар “Петрушки”». Показательна и гипотеза В. Н. Всеволодского-Гернгросса, предположившего, что кукольный герой мог получить свое имя не только от Петрухи Фарноса, но и “от популярного в широких массах шута Анны Иоанновны Пиетро Миро, Петрилло”. Вспомним, что “образы русских шутов и скоморохов неодно- кратно не только сближаются, но и сливаются воедино”. Как видим, начало имени «Петрушка» исследователи пы- таются отыскать в первой половине XVIII в. Не там ли нужно искать и начало самого героя?». <…> Имя Петрушки впервые названо Григоровичем, но то, что в “свидетельстве о рождении” этого пришедшего со стороны персонажа должна стоять более ранняя дата, не вызывает со- мнений. Очертим хронологические границы. Во времена Адама Олеария в России середины XVII в. его еще не было, в середине XIX в. он считается уже мифическим лицом. Когда же возник и что нес с собой этот герой, одетый в свободную красную рубаху и остроконечный колпак?» 

13.05.2018; 12:31
хиты: 68
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь