пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Истоки театра кукол. Гипотезы и версии.

В XIX веке было сформулировано несколько теорий про- исхождения театра кукол.

1.«Театр кукол произошел из игры детей» Шарль Нодье в XIX веке предположил, что Первая кукла Первой Девочки была подлинным прообразом марионетки. Первая девочка должна была изобрести Первую Куклу в силу материнского инстинкта. Нодье также считал, что взаимодейст- вие Девочки и Куклы содержит не только прообраз театра, но и драматургии. 2.«Театр кукол произошел из культа» Теория Нодье пошатнулась с выходом в свет книги Шарля Маньяна «Театр кукол от истоков до наших дней» (1880-е гг.). Ш. Маньян, проанализировав материалы о культовом театре Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, сделал вы- вод, что именно из первоначальных ухищрений сделать под- вижным мертвое тело бога и возникло искусство, которое впо- следствии стало театром кукол. Празднества, посвященные жизни богов Осириса и Исиды, происходили в VI-VII вв. до н.э. в Древнем Египте. Спектакль громоздился на многих колесницах. Зрители располагались по краям дороги. Колесница подъезжала к первой группе зрителей, и актеры играли первую сцену – колесница ехала дальше. Подъ- езжала следующая и т. д. Главная особенность этих представ- лений заключалась в том, что роли богов исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. Взять на себя роль бога человек не мог.

 В Древней Греции существовали куклы-автоматы богов, они могли совершать движения, чем производили огромное впе- чатление на зрителей. Концепцию происхождения театра кукол из обряда развил А. И. Белецкий. Именно в магическом начале обряда А. И. Бе- лецкий видит первые наивные формы театра: стремление и спо- собность воздействовать на человека посредством оживления неживой материи. 1. Фигурки духов- покровителей из захороне- ния шамана. Ритуальные предметы и маски, кото- рые шаман использовал во время камлания. Обычно их делали сами шаманы. Подобную точку зрения на происхождение театра кукол подтверждает и Е. Б. Коренберг, обращая особое внимание на жанровую природу театра: «Истоки театра кукол и двух наибо- лее значительных в его истории жанров – мистериального и сатирического – надо искать в первобытной культуре периода ма- гических верований»1 .

3.Уже в XX веке О. М. Фрейденберг доказывает, что театр кукол в его первоначальном архитектурно-смысловом значении есть своеобразное наивное овеществление идеи мироздания.

Предтечи театра кукол в его развитых сценических формах О. М. Фрейденберг видит в религиозно-мифологическом мыш- лении человека, его попытке сконструировать в зрелищных формах характер взаимоотношений «неба» и «земли», «низа» и «верха», человека и бога, а также в народном праздничном уве- селении, где жизнь принималась естественно, в ее простых и грубых формах. Оба эти истока отразил Вертеп. Вертеп – «театр еще вчера бывший храмом». Вертеп по- добен алтарю, он делится на 3 семантических этажа: «низмен- ной земли, видимого мира, небесной обители». Историк театра кукол Н 8 процесса абстрагирования, отделения человека, самостоятель- ного становления в пространстве. В истоке же процесса должна возникнуть кукла иной системы управления, еще неотъятая от человека, еще сливающаяся с ним…»


12.05.2018; 21:07
хиты: 67
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь