Среди современных Щепкину, Мочалову и Каратыгину актеров комического амплуа самыми замечательными были: на петербургской сцене Мартынов, а на московской – Садовский.
Алекса́ндр Евста́фьевич Марты́нов (8 [20] августа 1816, Санкт-Петербург — 4 [16] августа 1860, Харьков) — русский актёр, один из основоположников русской школы сценического реализма.
Биография[править | править вики-текст]
Родился в Санкт-Петербурге в семье управляющего помещицы Сухозанет. Воспитывался в Петербургском театральном училище (1827—1835) — сначала в балетном классе Ш. Дидло, с уходом Дидло какое-то время обучался у декоратора Конопи, но удачно сыгранной ролью лакея в водевиле П. Каратыгина «Знакомые незнакомцы» обратил на себя внимание руководства императорских театров и директором А. М. Гедеоновым был поручен актёру Я. Г. Брянскому, но тот сказал: «из краскотёра толку не будет»; в результате Мартынов перешёл в драматический класс к П. А. Каратыгину[2].
На сцене начал выступать в 1831[3] или 1832 году, дебютировав в петербургском Александринском театре в водевилеП. Г. Григорьева «Филатка и Мирошка — соперники». Всего за годы ученичества им было сыграно около 70 ролей.
В 1836 году, после окончания училища, зачислен в труппу Александринского театра, в которой вскоре занял положение первого комического актёра. Под комической оболочкой часто показывал судьбу маленького, забитого человека. Особенно сильно эта линия трактовки персонажей выражалась в образах мелких чиновников, подмастерьев, дворовых людей. По воспоминаниям А. Я. Панаевой,
Мартынов очень скоро сделался любимцем публики, она всегда встречала его аплодисментами, что вызывало зависть к нему за кулисами. Я видела раз, как государь громко смеялся, смотря какой-то водевиль, где играл Мартынов; это очень редко случалось с государем[4]
По смерти Дюра в 1839 году наследует его роли, однако представляет их совсем иначе. Например, в образе Хлестакова Дюр веселился и смеялся над комедийной ситуацией (самому Гоголю такая трактовка не понравилась. «В „Отрывке из письма к одному литератору“ Гоголь писал: „Главная роль пропала; так я и думал. Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков“. Далее, как известно, Гоголь подробно разбирает недостатки игры этого актёра, находя, что в исполнении Дюра Хлестаков явился одним из „целой шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться из парижских театров“» — цитируется по воспоминаниям Ник. Смирнова-Сокольского Рассказы о книгах. М., «Книга», 1983), тогда как Мартынов обобщил этот образ, показал типичное социальное явление имперской централизации, куда впадала страна.
Роли
Всего за артистическую биографию Мартыновым было исполнено свыше 600 ролей, среди которых:
- 1836 — Емельян («Хороша и дурна, и глупа, и умна» Д. Ленского), Наумыч («Жена кавалериста, или Четверо против одного» П. Григорьева), Фока («Новый Стерн»Шаховского), Сидорка («Урок дочкам» И. Крылова); Бобчинский («Ревизор») Гоголя; Митрофан («Недоросль» Фонвизина),
- 1837 — Грифонар («Жених нарасхват» Д. Ленского);
- 1838 — Жак («Скупой» Мольера), Вулканов («Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» Каратыгина), Фрейтаг («Девушка-гусар» Кони);
- 1839 — Синичкин («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского), Пузин («Отец, каких мало» Коровкина), Бирюлькин («Своя семья, или Замужняя невеста» Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Хомов («Дедушка и внучёк» Коровкина);
- 1840 — Похлёбов («Петербургские квартиры» Кони), Огурчиков («Харьковский жених» Ленского);
- 1841 — Прындик («В людях — ангел, не жена, дома с мужем — сатана» Ленского);
- 1842 — Подколёсин, первый исполнитель («Женитьба» Гоголя); Ален («Школа женщин» Мольера);
- 1843 — Карлуша («Булочная, или Петербургский немец» П. Каратыгина), Морковкин («Что имеем — не храним, потерявши — плачем» С. П. Соловьёва), Журден(«Мещанин-дворянин» Мольера); Ихарев («Игроки»); Хлестаков («Ревизор» Гоголя);
- 1844 — Лисичкин («Дочь русского актёра» П. Григорьева), Антропка («Модная лавка» И. Крылова), Бартоло («Севильский цирюльник» Бомарше);
- 1845 — Тряпка («Букеты, или Петербургское цветобесие» Сологуба), 1-й могильщик («Гамлет»);
- 1846 — Дряжкин в пьесе «Кащей, или Пропавший перстень» Ефимовича;
- 1847 — Фаддей («Мельник — колдун, обманщик и сват» Аблесимова, муз. обработка Соколовского);
- 1848 — Ергачёв («Ай да французский язык» Оникса);
- 1849 — Шпуньдик («Холостяк» Тургенева), Мирволин («Завтрак у предводителя» Тургенева);
- 1851 — Ступендьев («Провинциалка» Тургенева);
- 1852 — Фадинар («Соломенная шляпка» Лабиша и Марк-Мишеля);
- 1853 — Хлыстиков («Прежде скончались, потом повенчались» Максимова), Маломальский («Не в свои сани не садись» Островского), Беневоленский («Бедная невеста» Островского), Шаров («Ворона в павлиньих перьях» Куликова);
- 1854 — Коршунов («Бедность не порок» Островского), Кристерфорс («Маркитанка» Кукольника), Скрипунов («Суд людской — не божий» Потехина);
- 1855 — ямщик Михайло («Чужое добро впрок не идёт» Потехина, Ерёмка («Не так живи, как хочется» Островского), Дерюгин («Незнакомые знакомцы» Оникса),Петух («Похождения Павла Ивановича Чичикова» Куликова и Григорьева по «Мёртвым душам» Гоголя);
- 1856 — Тит Титыч Брусков («В чужом пиру похмелье» Островского, Расплюев («Свадьба Кречинского»);
- 1857 — Бальзаминов («Праздничный сон — до обеда» Островского), Фамусов («Горе от ума»); Желваков («Провинциальные оригиналы» по произведенияЩедрина), Иванчиков («Свет не без добрых людей» Н. Львова);
- 1858 — Ладыжкин («Жених из долгового отделения» И. Е. Чернышёва),
- 1859 — Боярышников («Не в деньгах счастье» И. Е. Чернышёва), Семён Михайлыч («Компания на акциях» Н. Львова); Тихон, первый исполнитель поочерёдно сС. В. Васильевым/на премьере играл Васильев («Гроза» Островского), Советник («Бригадир» Фонвизина);
- 1860 — Трубин-Разладин («Отец семейства» И. Е. Чернышёва) и ещё очень мн. др.
Значение творчества[править | править вики-текст]
Творческой эстетике Мартынова соответствовало развитие реалистических образов, он стремился в каждом персонаже отыскивать живые человеческие черты, раскрывать сложность душевного мира, показывать обиды и страдания маленького человека[5][6]. Он относился к новому разночинному поколению деятелей культуры, окончательно отрешившимся от напыщенности актёров школы В. А. Каратыгина[7].
Но М. столкнулся на казённой сцене с рутиной, дурными традициями; дворянские и мещанско-обывательские круги зрителей упорно желали видеть в нём комика-фарсёра и не понимали прогрессивной, новаторской сущности иск-ва М. Социально-обличительное, сатирич. направление в творчестве М., сказавшееся уже в исполнении водевильных ролей (Мордашов — «Аз и Ферт» Фёдорова, 1849, и др.), получило яркое раскрытие в пьесах Гоголя. Белинский писал об «огромном таланте», с к-рым М. играл роль Ихарёва («Игроки», 1843). В «Ревизоре» и «Женитьбе» М. исполнял в разные годы роли Бобчинского (1836), Хлестакова (1843), Осипа (1851), Подколёсина (1842). Л. Н. Толстой отмечал, что М. был первым настоящим Хлестаковым. М. отверг традицию водевильного исполнения этой роли, шедшую от Н. О. Дюра, и создал реалистичный образ Хлестакова, воплощавший пошлость, пустоту, ничтожество чиновничьего мира николаевской России. Обличительной глубиной и смелостью характеристики отличались образы, созданные М. в пьесах «Недоросль» Фонвизина (Митрофан, 1836), «Горе от ума» (Фамусов, 1857), «Скупой» Мольера (Гарпагон, 1843).//Театральная энциклопедия, с. 408—409
«Дыхание трагического определяло грустный характер комизма Мартынова, комизма, в котором звучало затаённое страдание», — писал театральный критик Борис Николаевич Асеев (Асеев Б. «Александр Евстафьевич Мартынов», 1946, с.12) (цитируется по Театральной энциклопедии). Его герои не только психологически достоверны. Даже в комических ситуациях Мартынов в первую очередь ощущал и показывал трагедийность персонажей, обусловленную социальными явлениями, властвовавшими в России.
В. Г. Белинский первый из критиков заметил огромное дарование М. и постоянно помогал ему советами. Особенно отмечал Белинский исполнение М. роли Синичкина в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского (1840). Социально обличительное, сатирическое направление в искусстве М. получило яркое раскрытие в пьесах Н. В. Гоголя — образ Хлестакова («Ревизор», 1843) и другие. Новый период творчества М. связан с его выступлениями в пьесах И. С. Тургенева и А. Н. Островского. Роль Мошкина («Холостяк» Тургенева, 1859) — одно из крупнейших достижений психологического реализма на русской сцене. Яркий след в истории русского театра оставило исполнение М. роли Тихона («Гроза» Островского, 1859), которого артист играл как человека, загубленного жестоким домостроевским режимом. … Деятельность М. ознаменовала качественно новый этап в истории русского театра, связанный с борьбой революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского за эстетику сценического реализма[8].
Будучи человеком застенчивым, чуждым самомнения, он не требовал от дирекции императорских театров повышения жалованья; постоянно нуждаясь, Мартынов работал без отдыха, часто гастролировал и к середине 1850-х годов надорвал своё слабое здоровье. Развилась чахотка. Весной 1860 года он, в сопровожденииОстровского, поехал на лечение в Крым, выступая проездом в Москве, Воронеже, Харькове, Одессе. Напряжение сил привело к ухудшению состояния[9]. Умер на руках Островского от туберкулёза в том же 1860 году в Харькове, на обратном пути. Похороны Мартынова в Петербурге превратились в многотысячную демонстрацию демократической общественности, воспринявшей смерть артиста как национальную потерю.
Поначалу был похоронен на Смоленском кладбище. В 1936 году прах перенесён со Смоленского кладбища в Некрополь мастеров искусств с установкой нового памятника.
Садовский
Пров Миха́йлович Садо́вский (старший) (настоящая фамилия Ерми́лов; 1818—1872) — актёр Малого театра[1], который считался выдающимся исполнителем ролей в пьесах Александра Островского. От него происходит известное театральное семейство Садовских.
Биография[править | править вики-текст]
Пров Михайлович Ермилов родился 11 (23) октября 1818 года в городе Ливны. После смерти отца воспитывался братьями матери, актёрами Григорием и Дмитрием Садовскими. Именно тогда актёр сменил фамилию на Садовский. В подростковом возрасте подрабатывал перепиской ролей для артистов тульской труппы, а в 1832 году Садовский в возрасте 14 лет был принят в ту же труппу.
Играл в театрах провинции (в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани).[2] Михаил Щепкин видел игру Садовского в Казанском театре в труппе П. А. Соколова.[2] В 1839 году Пров Михайлович дебютировал в Малом театре, куда попал по приглашению М. С. Щепкина[3].
Прова Михайловича Садовского современники называли представителем высокохудожественного реализма. Одно появление Садовского на сцене вызывало внимание зрительного зала[4] Первые роли Пров Михайловича были сыграны в водевилях и комедиях, драмах и мелодрамах. Критики отмечали в Садовском одновременно черты нескольких амплуа: комика, простака, хара́ктерного актёра.[3]. Пров Садовский не старался смешить зрителя, держался на сцене серьёзно и достигал этим необыкновенного комизма. Большой успех приносили ему водевильные характерно-бытовые роли[2].
В 1850-е годы Садовский играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Расцвет сатирического таланта Прова Михайловича связан с выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре, пьесах Н. В. Гоголя иА. Н. Островского. Роли в пьесах Островского стали центральными в творчестве Садовского[2].
В конце 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Именно Садовский познакомил Московское общество с пьесой «Свои люди — сочтёмся», вызвал у молодой части труппы Малого театра интерес к творчеству Островского. В первых 28 постановках пьес Островского в Малом театре Садовским было исполнено 29 ролей[2].
По воспоминаниям Бориса Николаевича Алмазова, которые он сообщил М.П. Погодину у Садовского хранилось несколько писем от его знаменитого земляка генерала Ермолова, в которых он "искренне и чистосердечно выражал уважение к его таланту".
Следует отметить опыты Садовского на литературном поприще. Всего можно перечислить пять его сочинений: «О французской революции», «О Наполеоне на остр. Елены», «Рассказ татарина», «Встреча двух приятелей» и драма «Честь или смерть».
Похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Его сыновья и внуки также были актёрами Малого театра, из числа их наиболее известны:
Роли в театре[править | править вики-текст]
На различных сценах им было сыграно множество драматических ролей и несколько оперных партий — музыкальная и драматическая труппы ещё не были разделены. Восстановить весь список его ролей невозможно. Известны лишь те, что были исполнены в московской императорской труппе, среди них как роли в легких несерьезных водевилях, так и в драматических спектаклях, требующих вдумчивого глубокого анализа:
Оперные партии[править | править вики-текст]
- 1846 — «Аскольдова могила» Верстовского — Фрелаф
- 1855 — «Мельник — колдун, обманщик и сват», комическая опера Аблесимова, музыка Фомина — Фаддей
- 1865 — «Орфей в аду» опера-фарс Оффенбаха — Стикс
Среди драматических ролей[править | править вики-текст]
- 1839 — «Филатка и Мирошка — соперники» Григорьева 2-го — Филатка
- 1839 — «Любовное зелье», перевод Д. Т. Ленского с франц. — Жанно Бижу[2]
- 1839 — «Дезертир» перевод Д. Т. Ленского с франц. — Нац
- 1839 — «Хороша и дурна, и глупа, и умна» перевод Д. Т. Ленского с франц. — Емельян
- 1841 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского — Пустославцев
- 1843 — «Что имеем не храним, потерявши плачем» Соловьёва — Петухов (впервые 8 октября 1843 в бенефисИ. В. Самарина[5])
- 1843 — «Король Лир» Шекспира — Шут
- 1843 — «Женитьба» Н. В. Гоголя — Анучкин и Подколёсин
- 1843 — «Игроки» Н. В. Гоголя — Замухрышкин
- 1844 — «Мещанин во дворянстве» Мольера — Журден (в собственный бенефис 19 апреля 1844[5])
- 1844 — «Дочь русского актёра» Григорьева 1-го — Ушица
- 1845 — «Ябеда» Капниста — Хватайко
- 1845 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Осип
- 1846 — «Вицмундир» П. Каратыгина — Разгильдяев
- 1846 — «Мнимый больной» Мольера — Арган
- 1846 — «Тяжба» Гоголя — Пролетов
- 1848 — «Хорош Петербург, да друзья одолели» Григорьева 2-го — Безмерин
- 31 января 1849 — «Лекарь поневоле» Мольера (впервые 31 января 1849 года в бенефис М. С. Щепкина[5]).
- 1849[6] — «Скапеновы обманы» Мольера — Скапен (Сайт Малого театра называет другую дату постановки: 6 октября 1847 в собственный бенефис[5])
- 1851 — «Дайте мне старуху!». Водевиль В. И. Савинова (26 сентября 1851 в собственный бенефис[5]).
- 1852 — «Комедия ошибок» Шекспира — Дромио Сиракузский
- 1852 — «Всемирная выставка». Водевиль А. М. Красовского (15 октября 1852 в собственный бенефис[5]).
- 1853 — «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского — Русаков
- 1853 — «Жених из ножевой линии» А. Красовского — Мордоплюев
- 1853 — «Утро молодого человека» Островского — Смуров (впервые в Москве 11 мая 1853 в бенефис Ф. Н. Усачёва).
- 1853 — «Бедная невеста» А. Н. Островского — Беневоленский (премьера 20 августа 1853)
- 1854 — «Бедность не порок» А. Н. Островского — Любим Торцев (премьера 25 января 1854[5])
- 1854 — «Не так живи, как хочется» Островского — Агафон
- 1855 — «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина — Расплюев (премьера — 28 ноября 1855 года в бенефис С. В. Шумского)
- 1856 — «В чужом пиру похмелье» А. Н. Островского — Тит Титыч[7] (премьера 9 января 1856 года в собственный бенефис[5])
- 1856 — «Провинциалка» Тургенева — Ступендьев
- 25 октября 1857 — «Ипохондрик» А. Ф. Писемского — Дурнопечин
- 1857 — «Праздничный сон — до обеда» А. Н. Островского — Неуеденов (2 декабря 1857 в собственный бенефис[5])
- 1857 — «Картина семейного счастья» Островского — Пузатов
- 1858 — «Ревизор» Гоголя — Городничий
- 1858 — «Не сошлись характерами» Островского — 1-й кучер
- 1859 — «Жених из долгового отделения» Чернышёва — Ладыжкин
- 1859 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина — Скотинин
- 1859 — «Тяжба» Гоголя (новая постановка) — Бурдюков
- 1859 — «Гроза» А. Н. Островского — Дикой[8][9] (премьера 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева)
- 1860 — «Старый друг лучше новых двух» Островского — Густомесов
- 1861 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Подхалюзин(31 января 1861 в собственный бенефис[5])
- 1861 — «Омут» М. Н. Владыкина — Билкин (3 ноября 1861 в бенефис А. И. Колосовой)
- 1861 — «Однодворец». Комедия П. Д. Боборыкина (1 декабря 1861 в собственный бенефис[5])
- 1862 — «Нахлебник» Тургенева — Иванов (30 января 1862 в бенефис М. С. Щепкина[5]).
- 1862 — «Мишура» А. Потехина — Побединский (12 ноября 1862 в бенефис Е. Н. Васильевой[5])
- 1862 — «Испорченная жизнь» Чернышёва — Делакторский (22 января 1862 в бенефис В. В. Бороздиной[5])
- 1862 — Горе от ума А. С. Грибоедова — Горич
- 1863 — «Утро делового человека» Н. В. Гоголя — Барсуков
- 1863 — «Воспитанница» Островского — Потапыч
- 1863 — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского — Ананий
- 1863 — «Грех да беда на кого не живёт» — Краснов (ту же роль исполнял в постановке 1867 года[6])
- 1863 — «Горбун». Драма И. И. Лажечникова (7 ноября 1863 в собственный бенефис[5])
- 1863 — «Тяжёлые дни» — Тит Титыч (2 октября 1863 — Бенефис А. А. Рассказова[5])
- 1864 — «Шутники» Островского — Хрюков
- 1865 — «Укрощение строптивой» Шекспира — Баптист
- 1865 — «Воевода» Островского — Шалыгин
- 1865 — «На бойком месте» Островского — Бессудный
- 1866 — «Пучина» Островского — Боровцов
- 18 августа 1866 — «Жорж Данден» Мольера — Жорж Данден
- 1866 — «Самоуправцы» А. Ф. Писемского — Митрич
- 1866 — «Сам у себя под стражей» П. Кальдерона — Бенито (28 октября 1866 в бенефис режиссёра А. Ф. Богданова)
- 1866 — «Виндзорские проказницы» Шекспира — мистер Пэдж
- 1867 — «Двенадцатая ночь» Шекспира — Мальволио
- 1867 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского — Осипов и Щелкалов
- 1867 — «Тушино» Островского — Сеитов
- 1867 — «Господин де Пурсоньяк» Мольера — Пурсоньяк
- 1867 — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Драма в стихах А. Н. Островского (20 января 1867 в собственный бенефис[5])
- 3 января 1868 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — князь Воротынский (3 января 1868 в собственный бенефис)
- 1868 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Мамаев
- 1868 — «Расточитель» Н. С. Лескова (под псевдонимом М. Стебницкий) — Мякишев (20 декабря 1868 в бенефис Е. Е. Чумаковой)
- 1869 — «Горячее сердце» — Курослепов (премьера 15 января 1869 в собственный бенефис)
- 1869 — «Свои люди - сочтёмся» — Большов
- 1870 — «Бабушкин внучек». Переделка с франц.водевиля П. С. Федорова (14 января 1870 в собственный бенефис[5])
- 1871 — «Лес» — Восмибратов (премьера 26 ноября 1871 года в бенефис С. П. Акимовой)
- 1871 — «Не всё коту масленица» Островского — Ахов