Дворянин. Родился в имении своего отца в Тульской губернии. Четырех лет он вместе со всей семьей переезжает в Петербург. Музыкальные способности сказались рано, и его начинают обучать музыке.
В 1834 г. он встретился с Михаилом Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе.
Его творчество связанно с идеями критического реализма в литературе. В историю русской музыки Даргомыжский вошел как один из основоположников реалистического искусства. М. П. Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем правды».
Центральное произведение композитора - опера «Русалка» (по драме А. С. Пушкина), поставлена в 1856 г. Драма социального неравенства любящих друг друга дочери мельника Наташи и Князя привлекла композитора актуальностью темы. «Русалка» — первая русская бытовая лирико - психологическая опера.
Последняя опера Даргомыжского, «Каменный гость», написана на полный текст «маленькой трагедии» Пушкина. В ней нет ни арий, ни ансамблей, ни хора. Это камерная речитативная опера.
Даргомыжский создает новый жанр: сатирический романс. “Червяк” на Курочкина. Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания. Главное – вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций – C-dur-As-dur. “Какое счастье”.
“Титулярный советник” на Вейнберга. B-dur. Музыка идет за каждым словом текста. Сквозная форма. 1-й раздел – B-dur, 2-й раздел – пьяный советник.
Многие романсы Даргомыжского представляют из себя по сути драматические сцены. Наиболее яркий пример - “Старый капрал” на Курочкина. Монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен.
Активное участие Даргомыжский принимал в деятельности созданного в 1859 г. Русского музыкального общества. Его дом, как когда-то дом его родителей, стал местом встреч выдающихся артистов, художников и поэтов того времени. „Могучая кучка” с самого начала своего существования нашла в Даргомыжском своего покровителя.
Во время своего последнего турне по Европе в 1864—1865 гг. Даргомыжский побывал в Лейпциге, Брюсселе, Париже и Лондоне, где занимался постановкой своих опер. Вернувшись в Петербург, он продолжал напряженно работать над созданием оперы „Каменный гость”, закончить которую ему помешала смерть.
В богатом композиторском наследии Даргомыжского есть несколько оркестровых произведений: три симфонии, «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» (1867). « Баба-Яга, или С Волги nаch Riga» (1862) . Однако наибольшее значение имеет его оперное и вокальное творчество.
Слушать: «Мне грустно» на Лермонтова, «Старый капрал», «Титулярный советник», Ария Мельника из оп. «Русалка».