С Ф всеединства связана и значимая для отечеств Ф и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее разв в XIX – XX веках.. Признаки:
1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом
2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающ роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека
3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса
4) признание необх соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующ и преображающ силы.
В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).
Один из наиболее ярких представителей религ течения в космизме - Н.Ф. Федоров. В работе “Философия общего дела ” он представил ориг религ утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окруж нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущ к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соед науки и религ веры, преодоления “небратского” от-я между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает науч управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно ориг идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.
Учение К.Э. Циолковского относится к естественнонауч направлению, несмотря на его фантастич элементы. Мыслитель рассматр космос как живое, одухотвор целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвит живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящ развития, разум человека – орудие разв-я. Ученый обосновыв идею заселения человеком космоса, разрабатыв технич проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.
Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – ВладимирИванович Вернадский (1863-1945) . Выдающ ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматр феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разраб теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия жив вещества дало естественнонауч основу для изучению жизни, понимаемой им как космич явление (“всюдность” жизни). Ч-к рассм-ся в единстве с биосферой, исслед-ся его эволюционно преобразующ деят-ть. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Станов-е ноосферы – объектив процесс, предполагающ развитие от-й между людьми, прекращение войн. Идеи рус космизма особ актуальны в эпоху экол кризиса и поиска путей выхода из него.
Вернадский и его ноосфера
По мнению В.И. Вернадского, осн предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.
1) Человечество стало единым целым.
2) Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера - это единое организован целое, все части кот на самых различных уровнях гармонично связ и действуют согласованно друг с др.
3) Открытие новых источников энергии.
4) Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.
5) Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения.
6) Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере.
Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологич оболочка Земли, создаваемая на науч основаниях.
Ноосфера яв-ся результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революц процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений - с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.
По мысли В.И. Вернадского, ноосфера - это гармоническое соединение природы и общества, это торжество разума и гуманизма, это слитые воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это - мир без оружия, войн и экологических проблем, это - мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это - вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой.
В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем.
1) Возрастание механически извлекаемо материала зем коры - рост разработки месторождений полезных ископаемых.
2) Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.
3) Процессы в антропогенной биосфере приводят к рассеиванию энергии, а не к ее накоплению, что было характерно для биосферы до появления человека.
4) В биосфере в массовом количестве создаются вещества, ранее в ней отсутствовавшие, в том числе чистые металлы.
5) Появ-ся, хотя и в ничтож малых количествах трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики. Совершается освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер.
6) Ноосфера выходит за пределы Земли в связи с прогрессом научно-технической революции.
Концепция ноосферы отражает новый, объект происходящий в мире, стихийный процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние - ноосферу под влиянием социальной научной мысли и труда человечества. Этот процесс, относящийся к началу эпохи НТР, предопределен возникновением и резким ускорением научно-технического прогресса в ХХ веке на большей части Земли.
Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу в современный период, согласно предвидениям В.И. Вернадского, служит резко возросшая творческая активность народных масс, стремление их к получению максимального научного знания, участия в общественной жизни и управления государством.
Концепция ноосферы в качестве основополагающего условия ее создания и проявления выдвигает отсутствие разрушительных войн между народами
34.