Философские взгляды русских революционеров-демократов XIX в. - А.И. Герцен, В.Т. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.Л. Добролюбова возникают в условиях глубокого кризиса крепостничества, которое служило причиной заметного отставания социально-экономического развития России от Западной Европы.
Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов создали оригинальную форму материализма и диалектики имеющую переходный - от философии Гегеля и Фейербаха к научной философии - характер. Русские революционные демократы шли путем, параллельным тому, по которому в то же время развивались философские взгляды Маркса и Энгельса.
Чернышевский видел в философии теорию решения самых общих вопросов науки, вопросов об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д. Герцен, Чернышевский, Добролюбов обосновывали материализм, опираясь на данные естествознания - физики, химии, биологии, физиологии.
Русские революционеры-демократы поняли революционное значение духа диалектики Гегеля. Герцен видел в диалектике «алгебру революции». Чернышевский доказывал, что человеческое познание диалектично, оно развивается от простого к сложному, оставаясь всегда неполным и относительным. Он обосновывал принципы конкретно-исторического подхода к анализу природных и общественных явлений, конкретности истины.
Ценные мысли были высказаны революционерами-демократами о единстве человека и мира, о человеческой сущности. Без человека, -писал Герцен, - «природа не заключает в себе всего смысла своего - в этом ее отличительный характер; именно мышление и дополняет, развивает его».
Русские революционеры-демократы стремились соединить материалистическую философию с идеей революции. Реалистический дух. материализма, усиленный диалектикой, позволил Герцену. Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову создать систему революционно-демократических взглядов, основанных на идее крестьянской революции, которая должна была, по их убеждению, принести к социализму через посредство крестьянской общины, своего рола ячейки социализма.
Однако, они не смогли создать понятия материи, которое позволило бы материалистически объяснить общественную жизнь, человеческую сущность и ее развитие. Они по-прежнему исходили из понятия материикак природы, которое не могло включить в себя обобщение человеческой сущности, специфики социальной формы материи.
Однако в их взглядах возникли элементы материалистического понимания истории, тесно связанные с революционно-демократическими идеями. Революционеры-демократы обосновывали представление о решающей роли масс в истории, считали социализм закономерным результатом развития общества. Чернышевский связывал появление социализма с изменением прежде всего экономических отношений. Русские революционеры-демократы создали особую разновидность утопического социализма.
Большую ценность представляет созданная русскими революционерами-демократами система эстетических взглядов, основанная на идее «прекрасное есть жизнь».
33.