пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Религиозная философия В. Соловьева

Эволюция философских взглядов Соловьева включает 3 осн периода. 1й период — начало 80-х гг. — посвящ исследованиям в обл теософии, основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве”, “Религиозные основы жизни”. Во 2м периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справед гос-ва, кот осуществит христ идеи в обществ жизни (“История и будущность теократии” , “Россия и Вселенская церковь”. 3й период — исследование проблем теургии, связ с мистич искусством, ко, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Осн работы периода — “Смысл любви”, “Оправдание добра”. Необходимо отметить, что на протяж всего творчества Соловьева одно из центр мест для него всегда занимала проблема Софии.

Филос система Соловьева одна из 1х в России рассматр всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основ на признании Бога как абсолютного сверхприрод идеального начала. В своей Ф Соловьев руководствуется “органич” мышлением, кот может быть названо методом идеалистич диалектики.

По Соловьеву, в результате синтеза науки, Ф и религии знание приобретает объект значение, и Бог придает миру характер заверш системы, поэтому познание реальности приводит к христ мировоззрению, основан на учении о богочеловечестве, о воплощен во Христе божестве и человеке. Считает, что наиб полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилос Соловьева, многообразие в природе повторяет изнач многообразие в сфере идей, по образу кот Бог творит матер мир, природу. Единство природы реализуется благодар мир душе, она занимает промежуточ место между множественностью жив существ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мир душа отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и потеряла над ним власть, вследствие чего всемир организм распался на множество враждующ элементов.

Преодолению розни в бытии способст длит космоэволюцион процесс. Над космич процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь историч процесс, источник развития кот — мировая душа, названная Соловьевым Софией.

Вообще, принцип Софии занимает в философии В. Соловьева важн место и имеет несколько толкований. “София есть... материя Божества, проникнут началом божеств единства”, 1 из сторон цельн всеединства, другой из кот является Логос. Это и вечная, совершенная Женственность, дух существо, получающ свою форму от Бога, процесс реализации кот и предст собой мир исторический процесс. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.

В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Философ развивает динамическую теорию атома: “Атомы суть действующие, или активные, силы, и все существующее есть произведение их взаимодействия”.

Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия с точки зрения того, что Соловьев называет нравственным смыслом, осуществляемым в богоматериальном процессе: для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство), затем оно должно быть живым (растительное), сознательным (животное), далее — разумным (человеческое), и, наконец, совершенным (царство Божие).

Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе “Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение к другим людям) и благоговение (отношение к высшему, божественному началу). Нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние. Эта цель должна быть выбрана свободно. Сущность свободы, по Соловьеву, — это добровольное усвоение человеком божественной воли. В эмпирическом мире человек детерминирован механической необходимостью и не может быть свободен, поэтому надо прийти к Богу как основе свободы, ибо абсолют свободен от внешней детерминации.

На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, независимую от государства.

Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, даже равнодушен к жизни с ее стремлением утвердиться в частной низшей сфере деятельности, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения, великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.

 

30.


24.06.2016; 16:04
хиты: 81
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь