пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Антропологический материализм Л. Фейербаха

В середине XIX века с острой  критикой  идеализма  выступил  немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения  Фейербаха,  идеализм  есть  не  что иное, как рационализированная религия, а философия и религия  по  самому  их существу, считал Фейербах,  противоположны  друг  другу.  В  основе  религии лежит вера в догматы, тогда как в  основе  философии  -  знание,  стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому  первейшую  задачу  философии Фейербах видел в  критике  религии,  в  разоблачении  тех  иллюзий,  которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по  духу идеалистическая философия возникают,  по  мнению  Фейербаха,  из  отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов,  которые в действительности принадлежат самому человеку.  Согласно  Фейербаху,  для  освобождения  от  религиозных  заблуждений необходимо понять, что человек - не  творение  бога,  а  часть  -  и  притом наиболее совершенная - вечной природы.

 Материализм  Фейербаха  существенно  отличается  от  материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую  реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм,  а  скорее как организм. Он характеризуется как антропологический,  так  как  в  центре внимания Фейербаха - не  отвлеченное  понятие  материи,  как  у  большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство,  единство души и тела. Исходя из такого понимания  человека,  Фейербах  отвергает  его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде  всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз  и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке  не  может быть отделено от телесного,  дух  и  тело  -  две  стороны  той  реальности, которая  называется  организмом.  Человеческая   природа,   таким   образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный  индивид  для него -  не  исторически-духовное  образование,  как  у  Гегеля,  а  звено  в развитии человеческого рода.

     Началом нового,  материалистического  периода  в  творчестве  Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом  году  он  окончательно  порывает  с гегелевской философией и становится материалистом.              Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи  недоволен абстрактным  мышлением,  Фейербах  апеллирует  к  чувственному   созерцанию. Полагая, что ощущение  составляет  единственный  источник  нашего  познания. Только то, что  дано  нам  через  органы  чувств:  зрение,  слух,  осязание, обоняние,  -  обладает,  по  Фейербаху,  подлинной  реальностью.  С  помощью органов  чувств  мы  познаем  как  физические  объекты,  так  и  психические состояния других  людей.  Фейербах  не  признавал  никакой  сверхчувственной реальности и отвергал возможность  чисто  отвлеченного  познания  с  помощью разума, считая последнее изобретением     идеалистической спекуляцией.

        Знаменитая книга Фейербаха  «Сущность  христианства»,  написанная  в 1841году, была уже настоящим  триумфом  материалистической  философии.  Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии».  Религия как проблема проходит красной нитью через творчество  Фейербаха.  Он  пишет, что его первой мыслью был бог, второй –  разум,  а  третьей  и  последней  – человек. Фейербаха интересует не  идея  человечества,  а  реальный  человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То  есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека.  Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога.  Фейербах  в этой  работе  провозгласил  материализм  и  атеизм,  признал,  что   природа существует независимо от сознания, что она есть  основа,  на  которой  вырос человек, что вне природы и человека нет ничего,  и  что  созданное  религией божественной  существо  есть  лишь  фантастическое  отражение   человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха  стало  для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.       После «Сущности христианства» Фейербах  выпускает  в  свет  целый  ряд произведений: «Основные положения философии  будущего»  (1843г.),  «Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное  изложение и обоснование своих материалистических взглядов.       Но труды Фейербаха, вышедшие после революции  1848-49  годов,  уже  не оказывали такого влияния и  глубокого  воздействия  на  читателей,  как  его первые материалистические сочинения. И его  работа  «Теогония»  не  оставила почти никакого значимого следа  в  этот  период  времени.  В  1867-69  годах Фейербах  пишет  свое  главное  этическое  произведение  –  «Эвдемонизм»,  в котором утверждает, что стремление к  счастью  является  двигательной  силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не  был,  однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

 Антропологический  принцип  Фейербаха  в   теории   познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”.  По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в  опыте  человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой  человек, ”Ты”.  Именно  любовь  к  другому  человеку  есть  путь  к   признанию   его объективного существования, а тем самым  к  признанию  существования  вообще внешних вещей.        Из внутренней связи людей, основанной  на  чувстве  любви,  возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна  встать  на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому  философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

 

25.


24.06.2016; 16:04
хиты: 107
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь