Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Сократ в значительной мере отходит от натурфилософского истолкования мира, уделяет основное внимание в своих размыш¬лениях этическим проблемам. В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание, вопросы, касаемые того, что благочестиво и что нечестиво, что прекрасно, а что безобразно. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны, они взаимопредполагают друг друга. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представ¬ляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую цен¬ность, особенно заметно проявляется в его отношении к само-познанию, в неизменном следовании мыслителя принципу «познай самого себя». Сократ, говоря о необходимости познания человеком своего внутреннего мира, призывал к воспитанию благородных нравственных качеств, осознанию того, что гармония души и тела, достижение добра и счастья составляют основу добродетельной жизни. «Добродетель есть знание» - знание, как быть мужественным и храбрым, как быть умеренным, как быть справедливым в изучении законов божественных и человеческих.
Основным средством познания добродетели Сократ избрал диалог. Искусство диалога направлено на то, чтобы умерить самоуверенность собеседника, мнящего себя знающим, и доказать ему, что он не только ничего не знает, но и не подозревает о мере своего невежества, но также и чтобы побудить участвующего в споре на самопознание, на понимание того, что в нем самом до этого оставалось неизвестным.
Сократовский диалог диалектичен, цель – не просто спор ради спора. «Диалектическое искусство» ведения спора рассматривалось им как важнейшее условие взаимодействия противоположных мнений для достижения истины. Диалектик тот, кто умеет «ставить вопросы и давать ответы». На всех этапах диало¬га Сократ широко использовал «индуктивные рассуждения», метод получения знаний путем восхождения от единичных при¬меров к общим определениям. Правители Афин обвинили в религиозном вольнодумстве и «введение новых божеств и развращение юношества» и приговорили к смерти. Мыслитель умер в тюрьме, выпив кубок яда.
9.