пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

ВОПРОС 34-35 Основные причины и этапы Приднестровского конфликта. Современное состояние Приднестровского конфликта и проблема его урегулирования.

Молдавско-приднестровский конфликт - противостояние между признанной мировым сообществом Республикой Молдова и де- факто государством Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), под контролем которой находится, главным образом, левобережье Днестра и большая часть правобережного города Бендеры. Конфликт, начавшийся в период «перестройки» как внутриреспуб- ликанский (в рамках Молдавской ССР), после обретения независимости Молдовой перерос в вооруженное противоборство в 1992 г. и до сих пор не получил своего политического разрешения.

Данный конфликт существенно отличается от других вооруженных противостояний на территории бывшего СССР по следующим признакам. Во-первых, в отличие от других де-факто государств, возникших в результате распада Советского Союза, ПМР на момент начала конфликта с Молдавией не имела властной инфраструктуры в виде автономной республики или области. Территория ПМР не была определена Конституцией СССР 1977 г. и Основным законом Молдавской ССР 1978 г., она создавалась уже в ходе конфликта 1989-1990 гг.

Во-вторых, этническая композиция конфликта на Днестре более сложна, чем в Абхазии, Южной Осетии или в Нагорном Карабахе. С одной стороны, даже в названии де-факто государства ПМР присутствует слово «молдавская», а молдавский язык (на кириллической основе) является одним из трех государственных языков (наряду с украинским и русским). В политической элите непризнанной ПМР этнические молдаване всегда были представлены (Григорий Мара- куца в 1990-2005 гг. был председателем Верховного Совета республики, Александр Караман - вице-президентом в 1996-2001 гг.)[2]. С другой стороны, на правом берегу Днестра в Республике Молдова количество русского населения по абсолютным показателям (200 300 человек) без учета процентного соотношения различных этнических групп превышает число русских в Приднестровье (168 316 человек). Таким образом, этнический компонент конфликта не является здесь ведущим. Намного более важной проблемой является борьба за политическую идентификацию.

В-третьих, вооруженная фаза конфликта на Днестре, по сравнению с Абхазией или Нагорным Карабахом, была менее интенсивная.

Она не сопровождалась этническими чистками и перемещением масс беженцев.

В-четвертых, в ходе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта только на Днестре противоборствующие стороны в течение многих лет (1994-2003 гг.) обсуждали не предпосылки невозможности совместного проживания, а условия для возможной реинтеграции.

Политический кризис в Приднестровье и «приднестровский вопрос» обозначился в 1989 г. Тогда же обозначились и конфликтные точки между руководством Молдавии (Кишинев), с одной стороны, и населением левобережных районов тогдашней Молдавской ССР (Тирасполь, Каменский, Рыбницкий, Дубоссарский, Григориополь- ский и Слободзейский), а также правобережного города Бендеры - с другой. Именно эти территории впоследствии стали Приднестровской Республикой. Главными причинами конфликта были, во- первых, советская политика «конструирования» этнотерриториаль- ных образований, а, во-вторых, курс на форсированную национализацию и самоопределение, предпринятый республиканскими элитами советской Молдавии в период «перестройки».

В 1940 г. советское руководство решило объединить в рамках одного субъекта советской федерации пять районов Молдавской АССР в составе Украины (данное этнотерриториальное образование существовало в 1924-1940 гг.) и территорию Бессарабии, которая в 1918-1940 гг. входила в состав Королевства Румыния и попала под юрисдикцию СССР в результате заключения Пакта Молотова- Риббентропа. Таким образом, в составе одного административно- территориального образования оказались территории с разной политической идентичностью и разной историей. До 1989 г. в составе советской Молдавии не было (в отличие от Грузии, Азербайджана, России или Узбекистана) никаких этнотерриториальных автономий. При этом экономическая структура двух берегов Днестра существенно отличалась друг от друга. На левом берегу было сосредоточено большинство промышленных предприятий советской Молдавии, имевших «союзное подчинение» (напрямую ЦК КПСС, министерствам и ведомствам в Москве, минуя ЦК КП и Совмин Молдавии). Эти экономические отличия также укрепляли идентификационные различия между двумя берегами Днестра.

Конфликт между Молдовой и Приднестровьем прошел несколько этапов.

Первът этап молдавско-приднестровского конфликта (1989- 1991 гг.) - внутригосударственнъш конфликт, развитие и эскалация которого проходила в рамках единого государства Советского Союза на фоне деградации и дегенерации КПСС как системы политического управления и распада советских институтов на «национальные» протогосударственные образования. В это время начался процесс территориальной дезинтеграции советской Молдовы. Именно в 1989-1991 гг. сформировалось «ядро» будущего непризнанного государства, родилось само его политическое имя - Приднестровская Республика.

Поводом для дезинтеграции Молдавии стали политические инициативы республиканского руководства 1989 г. - подготовка закона «О языке МССР», который предполагал перевод молдавского языка с кириллицы на латиницу, а также введения молдавского в качестве единственного государственного языка. В левобережных районах Днестра эти меры восприняли как дискриминационные. Это привело к возникновению общественного движения за введение на всей территории тогдашней советской Молдавии двух государственных языков (молдавского и русского). При этом даже этнические молдаване Левобережья выступили против перевода молдавского языка на латиницу. В мае 1989 г. В Кишиневе был создан Народный фронт Молдовы (выступавший за ускоренную национализацию), а в Тирасполе - Интер движение (выступавшее за сохранение позиций русского языка). Народный фронт начал интенсивно продвигать идею «общей румынской судьбы». В августе 1989 г. в Тирасполе (будущей столице Приднестровья) создается Объединенный Совет трудовых коллективов (ОСТК), провозгласивший своей главной целью борьбу с этнической дискриминацией. ОСТК начал забастовочные действия, в то время как Народный фронт в Кишиневе провел «Великое национальное собрание», выступившее за исключение русского языка из общественной жизни республики.

Эскалация конфликта произошла после того, как 31 августа 1989 г. Верховный совет Молдавии придал молдавскому языку статус государственного. В ответ на это на второй конференции ОСТК (ноябрь

  1. г.) было артикулировано предложение о создании автономии в Приднестровье. В конце 1989 - начале 1990 гг. на левом берегу Днестра проводятся референдумы о создании Приднестровской Автономной Социалистической Республики. Попытки депутатов от Приднестровья защищать и продвигать свои территориальные интересы в рамках Верховного Совета Молдавии (был избран 25 февраля
  2. г.) не увенчались успехом. В высшем законодательном органе Молдовы в то время доминировали представители Народного фронта. В июле 1990 г. Народный фронт выступил с требованием о переименовании Молдавии в Румынскую Республику Молдова. Все это ускорило самоопределение Приднестровья, которое 2 сентября 1990 г. провозгласило свою отдельную республику в составе СССР. С этого времени до распада СССР в декабре 1991 г. лидеры Приднестровья пытались безуспешно добиться признания у советских лидеров. Первые столкновения и первые жертвы конфликта появились в 1990- 1991 гг. (инциденты у Дубоссар, Бендер). Тогда же активно формируются силовые структуры противоборствующих сторон.

Второй этап (первая половина 1992 г.) - перерастание конфликта в вооруженное противостояние. В марте-июне 1992 г. прошла серия инцидентов с применением оружия (расстрел машины дубоссарских милиционеров, столкновения отряда МВД Молдовы с частями 14-й российской армии, дислоцированной в Приднестровье начиная с 1956 г., вооруженный инцидент в Бендерах, теракт у села Карагаш). Конфликтующие стороны провели мобилизацию (в Молдове призваны 18 тыс. резервистов, а в Приднестровье оружие роздано 14 тыс. добровольцев). 19-21 июня 1992 г. вооруженная фаза конфликта достигла пика. Произошло сражение за Бендеры, молдавские регулярные части предприняли штурм горисполкома, обороняемого приднестровцами. Помощь ПМР оказали российские добровольцы и военнослужащие 14-й армии, у многих из которых были в Приднестровье семьи (тогда и впоследствии это дало возможность говорить о «руке Кремля» в процессе эскалации конфликта). Провал наступления на Бендеры (а также протесты молдавских оппозиционеров против гражданской войны) вынудил Кишинев искать выхода из сложившегося тупика. 21 июля 1992 г. в Москве президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Республики Молдова Мирней Снегуром в присутствии лидера ПМР Игоря Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Начинается новый этап конфликта - поиски мирного урегулирования. Во время вооруженного противоборства погибли более 1000 человек, из которых 400 человек - мирные жители. В июле 1992 г. в зону вооруженного конфликта вводятся миротворцы. Для наблюдения за выполнением условий мира создается Объединенная Контрольная Комиссия (ОКК) в составе Молдовы, РФ и ПМР (в ее работе также будут участвовать представители Украины и ОБСЕ).

Третий этап (1992-2003 гг.) может быть охарактеризован, как организация переговорного процесса. Начиная с 1994 г., между

Молдовой и ПМР был подписан целый ряд документов, определяющих неприменение силы и нормализацию отношений между двумя сторонами Днестра.

5 июля 1995 г. было подписано Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем, которое стало первым международным документом, подписанным при непосредственном участии Приднестровья. 8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». Гарантами мира и безопасности в зоне конфликта стали Россия и Украина. ОБСЕ взяла на себя функцию посредника на переговорах. В начале 2000-х гг. в процесс мирного урегулирования более активно включились США и Европейский Союз. После визита в Кишинев 16-17 июня 2000 г. президент РФ Владимир Путин принял решение о создании Госкомиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с маститым дипломатом Евгением Примаковым. Она предложила проект Соглашения на основе принципа «Общего государства». Обе стороны, приняв проект за основу, далее отказались от него (в том числе и из-за критики внутри своих республик).

Наиболее близко стороны подошли к взаимопониманию в период подготовки так называемого «Меморандума "Об основных принципах государственного устройства объединенного государства”» (известен как «план Дмитрия Козака», на тот момент первого заместителя главы администрации президента России) в 2003 г. Меморандум предполагал создание Молдавского федеративного государства. Документ был парафирован обеими сторонами, однако в самый канун его подписания молдавская сторона отказалась ставить свою подпись. С точки зрения лидеров Приднестровья, отказ Молдовы показал неспособность президента этого государства и его команды к равноправному диалогу. С точки зрения представителей молдавской стороны, отказ мотивирован тем, что Меморандум не был поддержан представителями международных структур (ОБСЕ, Совета Европы, НАТО), а также США и европейскими странами. По мнению же американских европейских дипломатов, их поддержка оказалась невозможной из-за того, что Москва стремилась пролонгировать пребывание 14-й армии на территории Приднестровья. Как бы то ни было, провал «плана Козака» способствовал общей деградации переговорного процесса.

Четвертът этап может быть определен как стагнация мирного процесса, которая перемежается поисками новых вариантов разрешения конфликта. Он начинается в 2003 г. и продолжается до сегодняшнего дня. Переговоры между президентами Молдовы и Приднестровья прекращаются. Попытку взять лидерство в миротворческом процессе предпринимает Украина. 22 апреля 2005 г. на саммите ГУАМ озвучивается так называемый «план Виктора Ющенко». Согласно плану украинского президента, до августа 2005 г. парламент Молдавии должен был принять закон об особом статусе Приднестровья, по которому региону оставлялись флаг, герб и три государственных языка - русский, украинский и молдавский. В случае, если Молдавия перестанет быть самостоятельным государством, Приднестровье получало право выйти из ее состава. «План Ющенко» допускал прямое общение представителей мирового сообщества с ПМР без участия Молдавии. Однако данный проект постигла участь «плана Козака». Между тем, начиная с 3 марта 2006 г., Украина начала пропускать через свою границу (а у ПМР граница с Украиной - это 405 км) только те приднестровские грузы, которые были оформлены таможенной службой Молдавии. В Тирасполе этот шаг расценили как введение совместной украино-молдавской экономической блокады Приднестровья, что также не способствовало сближению позиций конфликтующих сторон. Более того, этот шаг Киева еще сильнее подтолкнул ПМР к Москве.

17 сентября 2006 г. Приднестровье организовало референдум об определении будущего статуса по двум вопросам: «1. Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? 2. Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?». Пророс- сийская позиция получила 97% голосов. 31 января 2007 г. на пленарном заседании Верховного Совета непризнанной республики был принят проект постановления «О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Верховного Совета ПМР». Утратившими силу признавались документы, принятые высшим законодательным органом ПМР в период с 1993 по 2005 гг. Таким образом, Тирасполь подвел определенную черту под многолетними попытками (в том числе и совместными с Молдовой) построить фундамент «общего государства». Дискурс суверенитета и независимости вышел на первый план.

Тем не менее, в апреле 2008 г. после многолетнего перерыва произошла встреча президентов Молдовы и ПМР, соответственно,

Владимира Воронина и Игоря Смирнова. Вторая встреча президентов прошла 24 декабря 2008 г. Между тем, позиции сторон не претерпели существенных изменений. Кишинев настаивает на унитарной модели своей государственности, предлагая Приднестровью «самый высокий уровень автономии». Тирасполь настаивает на фактической конфедерации, подчеркивая, что народ ПМР выбрал на референдуме 2006 г. курс на независимость.

18 марта 2009 г. при решающей роли России в Москве состоялась очередная встреча двух президентов, по итогам которой было подписано совместное заявление за подписями Воронина, Смирнова и президента РФ Дмитрия Медведева. Заявление не является юридически обязывающим документом, но оно в то же время предполагает приверженность исключительно политическим методам решения конфликта, а также полноценное возобновление переговорного формата «5+2» (страны-гаранты, посредники, плюс конфликтующие стороны).

Однако после московской встречи мирная инициатива российского президента не получила должного развития (Тирасполь не получил долгожданного изменения таможенных правил, а Кишинев - гарантий того, что Кремль готов оказывать более жесткое давление на «сепаратистов»). Определенным фактором торможения мирного процесса стал и внутриполитический кризис в Молдавии (он развернулся весной 2009 г. после очередных парламентских выборов, привел к внеочередной парламентской кампании в июле 2009 г. и уходу от власти президента Владимира Воронина).

 


10.06.2017; 04:33
хиты: 84
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь