пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

ВОПРОС 31-32 Основные причины, этапы и специфика грузино-абхазского конфликта. Современное состояние грузино-абхазского конфликта и проблема его урегулирования.

Причины:

- распад СССР;

- факт волюнтаристского понижения государственного статуса Абхазии в 1931 г.;

- национализм как основной идеологический принцип политики Грузии в течение всего советского и постсоветского периодов;

- несовпадение государственных геополитических ориентиров в постсоветский период (Грузия - Запад, Абхазия - Россия).

Среди социально-психологических причин конфликта можно выделить следующие:

- историческая память о кровавой оккупации Абхазии Грузией в 1918-1921 гг.;

- репрессии против абхазов в 30-50-е годы;

- демографическая экспансия - массовое переселение грузин в 30-50 гг., в более завуалированном виде продолжавшееся в 60-70 гг. и вновь усилившееся в конце 80-х годов;

- культурная экспансия (закрытие абхазских школ, запрещение языка, фальсификация истории, переименование абхазских топонимов в грузинские в 30-50 гг. и т.д.; идеологическая кампания, развивавшая националистические настроения у грузин и социальный пессимизм у других этносов, в том числе и у абхазов).

Стороны и их позиции:

Грузия: несмотря на очевидные факты, Грузия до сих пор не желает признать свою ответственность за развязывание военных действий на территории Абхазии. Сегодня вся ответственность за начало войны возлагается на сидящего в тюрьме Т. Китовани, который в августе 1992 г, якобы превысил данные ему полномочия. Второй ответственной стороной считаются сами "абхазские сепаратисты", которые первыми обстреляли грузинские части, вступившие в автономную республику всего лишь для "охраны железных дорог".

В первые дни войны в Тбилиси предпочитали говорить о некоем локальном "конфликте", который обещали погасить в самом начале. Позже с началом военных действий война стала трактоваться как "борьба за территориальную целостность Грузии". Позиция - внутренний конфликт.

Конституция Грузии (статья 1; пункт 1):

 Гру­зия - не­за­ви­си­мое, еди­ное и не­де­ли­мое го­су­да­рство, что по­дтве­рждено ре­фе­ре­нду­мом, про­ве­де­нным 31 ма­рта 1991 года на всей те­рри­то­рии страны, включая Абха­зскую АССР и бывшую Юго-Осе­ти­нскую авто­но­мную обла­сть, и Актом о во­сста­но­вле­нии го­су­да­рстве­нной не­за­ви­си­мо­сти Гру­зии от 9 апреля 1991 года.

https://matsne.gov.ge/ru/document/view/30346

Абхазия: для Абхазии события 1992-1993 гг. являются межгосударственной войной между Грузией и Абхазией. Еще в самом начале боевых действий, 15 сентября 1992 г., президиум ВС Абхазии принял постановление, в котором декларировалось, что "вооруженное нападение войск Госсовета Грузии на Абхазию 14 августа 1992 г. и оккупация части ее территории" является "актом агрессии против Республики Абхазия".

 

Конституция Абхазии:

Статья 1. Республика Абхазия (Апсны) - суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение.

http://www.apsnypress.info/apsny/constitution/

 

Этапы:

1 этап (март 1989 -  нач. 1992 г.) –  политико-правовой. В отличие от Южной Осетии, конфликт начинался не с идеологического обоснования взаимных этнических претензий, а как спор о юридической правомерности (неправомерности) вхождения Абхазии в состав Грузии и юридической же обоснованности (необоснованности) этнонационального самоопределения Грузии и Абхазии. На первом этапе борьба шла не столько между Тбилиси и Сухуми, сколько между абхазской и грузинской общинами в самой Абхазии. Грузино-абхазское противоборство отличалось и большей по сравнению с Южной Осетией этнической мозаичностью. На лыхненском сходе присутствовали около пяти тысяч представителей от армянской, русской и греческой общин Абхазии. Абхазские националисты акцентировали внимание общественности на том, что противниками «грузинизации» Абхазии являются не только этнические абхазы, но также и русские, армяне, греки. Говорить об абхазском сепаратизме в 1989 - начале 1992 гг. неправомерно. В это время сепаратистами по отношению к СССР выступали сами грузины, в то время как абхазы противодействовали грузинским национал-радикалам и защищали существовавшее на тот момент единое государство. После распада СССР абхазская элита первоначально выступала с позиций «советского реваншизма».

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции страны и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года. Декларацией было объявлено, что власти Грузии признают верховенство международных правовых актов и Конституцию 1921 года без изменения ныне существующих границ и национально-государственного устройства (Абхазия и Аджария) Республики Грузия. Госсовет — временный парламент — своим постановлением от 24 февраля 1992 г. постановил, что до приведения действующего законодательства в соответствие с принципами Конституции Грузии на территории страны действует существующее законодательство.

2 этап (1992 - 1994 гг.) - военно-политический.23 июля 1992 г. в целях преодоления правовой неурегулированности между Грузией и Абхазией Верховный Совет Абхазии решил восстановить на своей территории действие Конституции Абхазии 1925г., согласно которой отношения между Абхазией и Грузией основывались на особом союзном договоре. Были одобрены новые герб и флаг, а Абхазская АССР переименована в Республику Абхазия. Сессия парламента приняла постановление"О прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года". Свои шаги абхазская сторона объясняла тем, что и в Грузии в феврале 1992г. от казались от Конституции Грузинской ССР 1978г., введя в действие Конституцию 1921 г. В соответствии с Конституцией Абхазии 1925 г. она являлась суверенным государством. Грузинская фракция с мая 1992г. бойкотировала заседания парламента, и потому голосование проходило без ее участия. Однако решение все же было принято большинством голосов.

В Тбилиси решение сессии абхазского Верховного Совета признали незаконным и не имеющим силы. Начался конституционный конфликт. В ответ абхазы заявили, что грузинское правительство пришло к власти "в результате вооруженного переворота и потому не является легитимным", а такое незаконное правительство "не имеет права отменять решения законно избранного парламента Абхазии"

Аннулирование правовой базы вхождения Абхазии в состав Грузии и ответная реакция грузинских властей - ввод войск Госсовета Грузии на территорию Абхазии - стали началом крупного вооруженного столкновения. Грузино-абхазский конфликт из межэтнического противоборства на территории Абхазии перерастает в военное столкновение между грузинским государством и мятежной территорией. С этого времени абхазское национальное движение из просоветского превращается в сепаратистское. Своей главной целью оно видит выход из состава независимой Грузии. Осенью 1993 г. Грузия терпит военное поражение и фактически теряет свой контроль над территорией Абхазии.

После провала планов Э.Шеварднадзе встреча в Москве все же состоялась. В ней приняли участие не только Б.Ельцин, Э.Шеварднадзе, В.Ардзинба, но и руководители северокавказских республик. В первой половине дня практически все высказались за немедленный вывод грузинских войск из Абхазии и возвращение в г.Сухуми законных парламента и правительства. Московская встреча, завершилась 3 сентября 1992 года подписанием трехстороннего Итогового документа, который содержал все необходимые пункты к урегулированию вооруженного конфликта мирным путем. В нем, в частности, говорилось о территориальной целостности Грузии, прекращении огня с 5 сентября, необходимости частичного присутствия грузинских войск на абхазской территории, вывода из Абхазии конфедератов, обмене пленными, обеспечении соблюдения международных норм в области прав человека и национальных меньшинств.

К 15 сентября планировалось возобновление нормальной деятельности законных органов власти Абхазии. В общем, документ определял основу мирного урегулирования и учитывал важные аспекты и нюансы по разрешению конфликта. Однако, федеративное устройство Грузии в нем не констатировалось. Сразу по окончании встречи В.Ардзинба официально заявил в средствах массовой информации, что вынужден был поставить свою подпись под сильным давлением руководства России, т.к. в противном случае Абхазию могли обвинить в срыве «мирных» переговоров. Тем самым Председатель Верховного Совета Республики Абхазия фактически дезавуировал свою подпись.

Вместе с тем, положение в Абхазии к концу сентября 1992 года осложнилось, Московские договоренности не выполнялись. Грузинская сторона практически сразу нарушила свои обязательства, начав 5 сентября 1992 г. обстрел абхазских позиций в с.Эшера. Но несмотря на это, Б. Ельцин продолжал поддерживать грузинского лидера до того момента, пока Э.Шеварднадзе не вылетел в Нью-Йорк на заседание 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (25 сентября 1992 г.), где в своей речи, обвинив Россию в неспособности оказать Грузии реальное содействие в мирном разрешении грузино-абхазского конфликта и приверженности российской политики к т.н. «красно-коричневой» идеологии, он обратился за помощью к Западу, всем международным и региональным организациям и таким образом окончательно определил доминанту западного вектора во внешней политике Грузии.122

Это выступление, а также оскорбительные высказывания в адрес «непокорных» абхазов вызвало негативную реакцию многих в зале заседания ООН. Б.Ельцин, оказавший председателю Госсовета Грузии в 1992 году поддержку по вопросу вступления в ООН (тридцать первого июля 1992 г. она стала 179-м членом этой организации) и содействие в военной области, был раздражен его неблагодарностью.123 Необходимо констатировать, что со стороны руководства России в отношении Грузии и лично к Э.Шеварднадзе наступил переломный момент. Если в августе-сентябре 1992 г. Президент России и его оппозиционный парламент благосклонно относились к руководству Грузии, то в конце сентября 1992 года позиция исполнительной ветви власти стала склоняться в пользу Абхазии.

Осознание того, что Э.Шеварднадзе и Т.Китовани пытаются лишь использовать российскую военную поддержку, и убедившись в том, что тбилисский лидер и не помышляет о вступлении в СНГ, 25 сентября 1992 г. Верховный Совет РФ принял Постановление «О положении на Северном Кавказе в связи с событиями в Абхазии», в котором потребовал безоговорочного вывода грузинских войск с территории Абхазии и восстановления там законных органов власти. Встревоженный лидер Грузии срочно прибыл в Москву, чтобы обсудить с Б.Ельциным внезапное принятие упомянутого документа. Не сумев скрыть своего неодобрения по поводу решительных действий России, в личной беседе с Б.Ельциным он заявил, что решение грузино-абхазского вопроса не относится к компетенции Москвы. Такая точка зрения и опрометчивость высказывания сыграла роль катализатора. После чего, как подчеркивает С.Лакоба, правительство России незамедлительно определилось со своим выбором в пользу Абхазии и приступило к новому этапу урегулирования конфликта в своих геостратегических интересах.124

С 1 по 6 октября 1992 года абхазские вооруженные формирования совместно с северокавказскими отрядами и казаками провели успешную операцию против грузинских войск в районе Гагра-Леселидзе, в результате которой была освобождена северо-западная часть Абхазии и разблокирована российско-абхазская граница по реке Псоу, на которой были водружены флаги Республики Абхазия и Конфедерации. Победа на гагрском направлении весьма укрепила моральный дух абхазов и обеспечила единственно возможную (морской путь был неэффективен) доставку грузов через российско-абхазскую границу. Сразу после окончания операции появились публичные заявления грузинского руководства о том, что на территории Абхазии Грузия воюет с Россией в связи с открытым военным вмешательством последней во внутренние дела республики на стороне абхазов. Последовало даже обращение к Президенту США, однако Дж. Буш не разделил этого мнения, сообщив, что информация «не подтверждает сознательной военной помощи России Абхазии».125

Освобождение Гагры спровоцировало начало паники в оккупированном Сухуми. Грузинское население и многие гвардейцы покидали пределы Абхазии, ожидая наступления абхазских вооруженных формирований на столицу. Однако руководство бывшей автономии решило не спешить с освобождением. 11 октября 1992 года, в условиях оккупации и жесткого давления на население со стороны грузинских военных и полиции, в Абхазии состоялись выборы в грузинский парламент, завершившиеся избранием Шеварднадзе на пост Председателя Парламента Грузии. Потерпев серьезное поражение в Гагре, тбилисское руководство стало выступать с резкими обвинениями в адрес России, выдвигать требования о выводе российских войск из Грузии, просило помощи у НАТО и, по-прежнему, продолжало хранить молчание по поводу вступления в СНГ.

Особенности современного внутригосударственного развития и формирования политического курса Республики Абхазия

По итогам выполненной многолетней и напряженной комплексной работы российского внешнеполитического ведомства, осуществлявшейся на межведомственном уровне, заявления подавляющего большинства соискателей были удовлетворены и к 2008 году около 90 % жителей республики стали гражданами РФ. С целью улучшения весьма непростой ситуации в республике, российскими властями был создан эффективный механизм оказания помощи этой категории российских граждан, проживающих на территории Абхазии. Особое внимание уделялось решению первоочередных проблем нормализации ситуации в республике. Межведомственная комиссия Российской Федерации в режиме взаимодействия с руководством Абхазии приступила к поэтапному преодолению проблем социально-экономического развития Абхазии.

Был решен вопрос об организации выплаты пенсий всем категориям российских граждан, имеющим на это право, что положительным образом повлияло на рост благосостояния населения, зачастую находившегося на грани выживания. Было приняты меры по оказанию высококвалифицированной медицинской помощи, включая возможности системы здравоохранения Краснодарского края, в отдельных случаях Федеральных научных медицинских центров, а также подготовки кадров в Высших и среднеспециальных учебных заведениях, как в Абхазии, так и России.

С начала 2008 года, в связи с откровенно враждебной позицией грузинской стороны и продолжавшимися многочисленными нарушениями режима прекращения огня и разъединения сил в зоне конфликта, Грузия и Абхазия оказались на грани возобновления военных действий. Нарастающая динамика темпов милитаризации Грузии не могла не вызывать опасение у Сухума. Более того, нежелание официальных грузинских властей подписать с Абхазией Договор о неприменении силы и фактическое игнорирование рекомендаций России и международных наблюдателей об обеспечении приведения ситуации в Кодорском ущелье в соответствие с Московским соглашением крайне обостряли ситуацию. В условиях отсутствия конструктивного подхода со стороны Грузии к выполнению обязательств по урегулированию конфликта и по взаимной российско-абхазской договоренности, а также в соответствии с решением Совета глав государств (СГГ) СНГ от 22 августа 1994 года, Россией было принято решение об укреплении миротворческого контингента в пределах допустимой численности (до 3000 тыс.).171 6 марта 2008 года МИД России направил Исполнительному комитету СНГ официальную ноту, в которой сообщалось, что в силу изменившихся обстоятельств Российская Федерация информирует о снятии санкций против Абхазии от 19.01.1996 года, предусматривавших запрет на осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных связей по государственной линии. Отменой санкций Россия продемонстрировала свою политическую поддержку Абхазии.

Действия, предпринятые Россией, вызвали жесткую критику со стороны Грузии. Тбилиси расценил их как поддержку сепаратизма и пригрозил возможностью применения ответных мер, направленных на защиту своих национальных интересов. Министр по вопросам реинтеграции Т. Якобашвили заявил, что «данное решение ставит Россию в совершенно иную ситуацию, когда грузинская сторона обязательно поставит вопрос о России как стороне в конфликте и объявит вне закона ее вооруженные силы на территории Абхазии».172 Со своей стороны МИД России мотивировал решение РФ тем, что сохранение режима санкций, с одной стороны, утратило свою актуальность, а с другой, создавало препятствия на пути к реализации практических шагов по налаживанию социально-экономической сферы в регионе в рамках обеспечения всесторонней защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, проживающих на рубежом. Принципиальные разногласия по данному вопросу в позициях российской и грузинской сторон обусловили эскалацию конфронтации между Грузией и Россией. В официальном заявлении Министерства иностранных дел Грузии фактически в ультимативной форме прозвучало, что «в сложившейся ситуации МИД Грузии возлагает полную ответственность за возможное развитие событий на Россию».173 Не вызывает сомнения, что этим заявлением Тбилиси попытался представить Россию перед лицом мирового сообщества в качестве интервента и снять с себя ответственность, а по сути, использовать возникшую ситуацию как оправдание действий, впоследствии предпринятых Грузией в августе 2008 года. Весьма показателен тот факт, что шумные обвинения и действия дестабилизирующего характера в адрес РФ приобрели наиболее масштабные формы сразу после полного вывода с территории Грузии российских военных баз в конце 2007 года. Параллельно с выводом РВБ, в рамках двухстороннего соглашения от 31 марта 2006 г., на территории Грузии предполагалось создание российско-грузинского антитеррористического центра с учетом того, что территория Грузии неоднократно использовалась террористами для подготовки и организации вылазок против Российской Федерации. Однако, начавшаяся работа была прекращена грузинской стороной практически одновременно с выполнением Россией своих обязательств по выводу всех видов вооружений и офицерского состава армии.174 Дополнительным шагом Грузии по направлению к дестабилизации отношений и максимальному дистанцированию от России стало решение Грузии о прекращении сотрудничества в области противовоздушной обороны (ПВО), скрепленного договором между странами СНГ от 1995 года.

Анализ упомянутого выше дает основания утверждать, что Грузия длительное время намеренно затягивала, а потом и вовсе заблокировала переговорный процесс по урегулированию конфликта с целью реализации своих планов по восстановлению территориальной целостности республики силовым путем, в отсутствие на своей территории сдерживающего фактора, которым, по существу, являлась Россия. Этим в достаточной степени объясняется и упорное нежелание грузинского руководства подписать соглашение о неприменении силы и гарантиях безопасности, заключить договоренности о выводе грузинских армейских и полицейских формирований из Верхнего Кодори, а также стремление заменить российских миротворцев на формирования Североатлантического блока НАТО.

 


10.06.2017; 04:33
хиты: 71
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь