пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 22. Сотрудничество РФ и КНР на международной арене. ШОС и БРИКС. Концепции Евразийского экономического пространства и нового Шёлкового пути.

Базовым документом, заложившим основу партнерства российского и китайского государств стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. Договор определил основные области для сотрудничества РФ и КНР - торгово-экономическая, военно-техническая, энергетическая, транспортная и другие области. Более того, важным моментом является наличие ст. 6, согласно которой закрепляется у сторон отсутствие взаимных территориальных претензий.

В этом же году двустороннее сотрудничество получил еще один импульс развития в рамках созданной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана на основе подписанного в апреле 1996 г. Шанхайского соглашения. Образование данной организации имеет большое значение, поскольку ШОС становилась удобным инструментом экономической и военно-политической интеграции в Центральной Азии.

В 1990-е мотивом для сотрудничества стала угроза нестабильности центрально-азиатского региона, которая выражается в международном терроризме, религиозном экстремизме и т.д. Решающим для интеграции событием стал конфликт а Афганистане. Россию и Китай заинтересовала перспектива объединения для ослабления влияния других мировых центров в Центральной Азии. Вследствие нарастания напряжённости в Афганистане сотрудничество стало усиливаться и выражалось в форматах встреч министров и экспертов, консультации по вопросам безопасности.

Начиная с 2000 года, после встречи министров обороны в г. Астана стали регулярными контакты в военной сфере. В этом же году организация была переименована в Шанхайский форум. Таким образом, были заложены основы новой международной организации. Сфера взаимодействия Китая и России в рамках форма обеспечивала укрепление между данными государствами и укрепление их роли в регионе. В 2001 г. состоялось подписание декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества.

Конкуренция КНР и РФ с США на мировой арене приведёт к укреплению отношения, Китай и РФ, используя БРИКС и ШОС, смогут бросить вызов Большой семёрке, как центру мирового управления.

В существующих дружественных взаимоотношениях России и Китая существует проблема поддержания равноправия в сотрудничестве. Россия не желает быть младшим партнёром.

ШОС формировалась как способ взаимодействия РФ и КНР. Сотрудничество осуществлялось изначально в сфере безопасности, но впоследствии ШОС рассматривалась как подход к иному формату миропорядка - альтернатива западному. Поэтому другие страны (Индия и Иран) проявляли интерес к интеграции.

Одним из ключевых направлений сотрудничества ШОС является сфера экономики, однако Россия на протяжении нескольких лет препятствует созданию Банка развития Шанхайской организации сотрудничества, РФ полагает, что таким образом сдерживает финансовое влияние КНР в Центральной Азии, влияние китайских финансов на регион всё же есть, несмотря на политику России. Таким образом, растёт влияние Китая. Саммит ШОС в 2015 г. является подходящим моментом для изменения текущей ситуации. Создание Банка ШОС позволит ослабить влияние КНР и сделать его более контролируемым, путём использования концепции гармоничного мира и позиции Китая, которая заключается в отказе от подражания политики США в сфере международных финансов.

2015 год является годом председательства России в ШОС. В рамках этого проводится ряд мероприятий различного формата, например, открытие логистического комплекса Южноуральский, форумы и выставки в различных городах Роcсии.

Кроме ШОС был сформировано объединение БРИКС.

Одна из причин формирования БРИКС заключалась в создании интеграции, в которой Запад не имел бы влияния.

На данный момент БРИКС не является организацией. БРИКС консолидирует наиболее влиятельных акторов незападного мира предлагая альтернативный мировой порядок

Группа формировалась при сближении КНР и РФ (далее присоединились Индия, Бразилия и ЮАР), объединённых геополитическими целями, но в дальнейшем добавилась ещё и экономическая сфера.

В настоящее время лидерами стран организуются полноформатные саммиты, по результатам одного из которых в 2014 г. был подписан пакет документов в области экономики. Важным достижением стало решение учредить Новый банк развития БРИКС и создать Пул валютных резервов.

БРИКС становится перспективной интеграцией в существующей системе международных отношений и является важным шагом к формированию многополярного мира и может стать альтернативой различным организация и форумам (например, большая семёрка). Как и ШОС БРИКС является одним из способов развития влияния некоторых региональных держав в противовес Западу. Однако на данный момент БРИКС не имеет чёткой структуры. Важность Китая для блока заключается в наличии производственных мощностей и научно-технического потенциала. Совместно с КНР у РФ появилась идея об отказе от доллара, текущей валютно-финансовой системы.

В следствии украинского кризиса значение БРИКС оценивается по новому. Страны Европы и США продемонстрировали желание дальше сохранять однополярность, страны незападного мира определяют такой подход, как неоколониализм. Стран БРИКС имеют разные отношения с Западом и имеют разные политические и экономические устройства, но объединяет пять государств навязывание внешних общих ценностей Западом, политический диктат и т.д.

В июле 2014 года в г. Форталеза (Бразилия) было подписано соглашение о создании банка БРИКС. Задачей банка является финансирование инфраструктурных проектов.

Таким образом можно сделать вывод, что ШОС и БРИКС является перспективными инструментами взаимодействия России и Китая, которые позволят реализовывать свои интересы странам-участницам в различных сферах: региональная и международная безопасность, экономика и т.д. Кроме того данные объединения позволяют оказывать влияние на мировую политику через изменение расстановки сил.

Установлению еще более плодотворного сотрудничества Россия и Китай впервые в истории двусторонних отношений в 2006 г. провели год России в Китае и в 2007 г. - год Китая в Россия, в рамках которых было организовано большое количество культурных мероприятий, нацеленных на повышение степени доверия между руководством двух стран и формированию взаимного положительного образа среди населения государств. Данные мероприятия органично дополнили проведенные в 2009 г. год русского языка в Китае и год китайского языка в России в 2010 г.

Затрагивая вопрос военного сотрудничества, необходимо отметить, что еще в 1993 г. было подписано сторонами Соглашение о налаживании тесных контактов между министерствами обороны РФ и КНР. Россия с 1992 г. осуществляет поставки большого количества боевой техники и вооружений в Китай. Важным аспектов двусторонних взаимоотношений РФ и КНР в военной области является проведение совместных учений. В 2013 г. были организованы два крупномасштабных раунда российско-китайских военных учений - Морское взаимодействие 2013 в Японском море и антитеррористические учения Мирная миссия 2013 на Чебаркульском полигоне.

Россия крайне заинтересована в развитии военного сотрудничества в связи с имеющимися экономическими выгодами военного экспорта в Китай. Более того, регулярные поставки военной техники позволяет обеспечить занятость в российской военной промышленности и получать необходимые средства для дальнейших разработок и модернизации вооруженных сил. Китай, в свою очередь, стремится нарастить собственную военную мощь и повысить уровень научно-конструкторских разработок.

О важности торгово-экономического сотрудничества может говорить тот факт, что Китай стабильно с 2011 г. занимает первое место среди торговых партнеров России. В свою очередь, РФ на момент 2014 г. стоит девятой в списке стран, являющимися основными партнерами Китая.

Страны заинтересованы в высоки темпах роста товарооборота, поскольку территории взаимно рассматриваются как широкие рынки сбыта собственной продукции. Более того, Китай и России нацелены расширять инвестиционное сотрудничество, активизируя межрегиональные и приграничные связи.

Китай заинтересован в стабильной России как в надежном экономическом партнере (поставки энергоресурсов и возможность обширного рынка сбыта собственной продукции, прежде всего) и определенном противовесе в достаточно непростых отношениях с США. Россия, стремясь превратиться один из центров мирового влияния, также заинтересована в стратегическом партнерстве с Китаем. Более того, сотрудничество с КНР необходимо для развития проектов по освоению российской Сибири и Дальнего Востока, привлечении инвестиций для модернизации отечественной экономики, приграничному урегулированию и борьбе с религиозным экстремизмом, дальнейшему развитию деятельности ШОС.

Современная ориентация на Азию является следствием того, что КНР не ввела санкции против России из-за украинского кризиса. Партнёрство двух государств стало затрагивать различные сферы (энергетика, военное сотрудничество, экономика). На смену идеи Большой Европы приходит другая - Большая Азия от Шанхая до Петербурга.

 

В последнее время тема сопряжения интересов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской концепции Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) все чаще звучит в глобальной повестке дня.

Шестнадцатого сентября 2013 г. председатель КНРСи Цзиньпин представил всеобъемлющую и амбициозную инициативу создания «экономического пояса Шелкового пути» на пространстве всего евразийского континента. Эта инициатива направлена на ренессанс Великого Шелкового пути в современных условиях.

Выдвинутая инициатива за весьма короткий отрезок времени стала превращаться не просто в концепцию, а в международный мегапроект, представляющий огромный экономический интерес не только для самого Китая, но и для всех стран, расположенных вдоль Великого Шелкового пути, в том числе для Казахстана.

Согласно статистическим данным, в 1992 г. совокупный товарооборот КНР с пятью странами Центральной Азии (Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном) составлял около 0,5 млрд долларов США. В 2012 г., спустя 20 лет, этот показатель, по данным Министерства коммерции КНР, вырос до рекордных 46 млрд долл. США, увеличившись в 100 раз. Эта невероятная динамика показывает, что в перспективе Китай займет еще более важное место в экономическом развитии государств Центральной Азии.

Этот проект способен открыть новые горизонты для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в различных областях. Причем для практической реализации своей инициативы Китай создает такие глобальные финансовые институты развития, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (100 млрд долл. США) и Фонд Шелкового пути (40 млрд долл. США), капиталы которых будут направлены на реализацию международных инфраструктурных проектов. Таких средств на свои стратегические проекты не может выделить сегодня ни одна страна, кроме КНР. И в самом деле, ЭПШП впечатляет своим размахом: до 2018 г. Китай планирует импортировать товары из стран Азии и Европы на 8 трлн долл. США и инвестировать до 450 млрд долл. США в эти регионы. Следовательно, неоспоримым преимуществом ЭПШП является его финансово-экономическая обеспеченность.

Этим объясняется то, что в реализации масштабных инфраструктурных проектов на пространстве большой Евразии заинтересованы и государства ЕАЭС, и Китай.

ЭПШП – это программа, разработанная Правительством КНР, которая является частью инициативы «Один пояс – один путь» и нацелена на развитие многостороннего регионального сотрудничества на пространстве Евразии. Основными направлениями нового Шелкового пути рассматриваются инфраструктурные проекты и международные транспортные коридоры из западных регионов Китая в ключевые центры экономической активности в Европе и Южной Азии, которые могут обеспечить бесперебойную торговлю и свободное передвижение капитала на пространстве Евразии.

В основе проекта лежат пять принципов: укрепление политических контактов; создание сети автомобильных и железных дорог, трубопроводов и коммуникаций; свободная торговля и расширение экспорта; увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах; сближение народов региона.

Практически все государства, которые планируется подключить к проекту ЭПШП, входят также в ШОС. Уже сегодня активное сотрудничество с Китаем по ряду проектов Казахстан и Россия осуществляют в формате Шанхайской организации сотрудничества. Страны ШОС обладают всем необходимым для опережающего экономического роста – сырьевой базой, квалифицированной рабочей силой и технологиями. Кроме того, они занимают стратегическое положение в отношении существующих и перспективных путей мировой торговли. Так, страны ШОС представляют собой огромный потребительский рынок (с учетом присоединения в 2017 г. Индии и Пакистана – 3 млрд человек), а также минимум три экономики, входящие в первую мировую десятку (Китай, Россия и Индия).

По этой причине в декабре 2015 г., в ходе заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС, Казахстан выступил с предложением создать в долгосрочной перспективе зону свободной торговли в рамках ШОС, цель которой – открытие новых рынков сбыта и укрепление конкурентоспособности региона в целом.

Таким образом, в перспективе ШОС должна стать мощной площадкой для развития ЭПШП и укрепления совместного взаимодействия и координации усилий. Действуя на основе взаимовыгодного сотрудничества, страны ШОС могут сформировать общность интересов и способствовать росту взаимного доверия.

Важное преимущество коридора заключается в том, что он единственный действующий и большая часть существующего транзитного потока идет именно через него. Ожидается, что к концу реализации проекта общий грузопоток увеличится в 2,5 раза и составит порядка 33 млн т в год. Построенные дороги увеличат пропускную способность машин в 1,5 раза, транспортные и транзитные перевозки ускорятся в два раза, время пребывания в пути сократится в 1,5 раза.

Интересы Китая в продвигаемой им масштабной стратегии «Нового шёлкового пути» крайне многообразны:

·                     Новые транспортные коридоры должны сократить сроки перевозки грузов из Китая в Европу с нынешних 45-60 суток морским путём до 10-13 дней сухопутным путём. Это позволит существенно оптимизировать поставки и удешевить многие китайские товары, укрепить положение Китая на европейских и азиатских рынках, а также занять новые рынки в Африке и на Ближнем Востоке.

·                     Завоевание новых рынков чрезвычайно важно для роста замедляющейся в последние годы китайской экономики. Хотя в Китае ещё остаются сотни миллионов крестьян, не вовлечённых в современный экономический и технологический уклад жизни, всё же человеческие ресурсы Китая не бесконечны. Продолжение роста и развития требует находить всё более и более масштабное применение китайским товарам, технологиям и инвестициям за рубежом.

·                     Китай весьма заинтересован в выходе китайских железнодорожных и строительных компаний далеко за пределы своих границ, чтобы обеспечить эти отрасли работой на десятилетия вперёд. К 2014 году в Китае было построено около 16 тысяч км высокоскоростных железнодорожных магистралей (60 % всей мировой сети ВСМ), а к концу десятилетия общая протяжённость сети ВСМ в Китае должна достигнуть 30 тысяч км. В эту отрасль вложены огромные ресурсы, обеспечивая поражающие воображение темпы строительства высокоскоростных трасс, и китайское руководство понимает, что довольно скоро высокоскоростная сеть в Китае достигнет предела «насыщения» и экономической рентабельности, даже при колоссальных размерах населения и территории. Поэтому китайцы предпринимают значительные дипломатические и организационные усилия. Так, в октябре 2014 года произошло слияние крупнейших китайских производителей железнодорожной техники CNR и CSR, объединившихся для совместного выхода на мировой рынок и конкуренции с иностранными компаниями, такими как Siemensи Bombardier. Китайцы охотно берутся строить инфраструктуру даже в слабо развитых и нестабильных странах Африки — так, планируется строительство железной дороги в Восточной Африке по территории Кении, Уганды, Руанды, Бурунди и Южного Судана, а в конце 2014 года был заключён контракт на $12 млрд со строительством железнодорожной магистрали вдоль побережья Нигерии.

·                     Тем более Китай заинтересован в строительстве железных дорог в соседних с ним странах, в выстраивании, насколько возможно, интегрированной с внутрикитайской железнодорожной сети. Как стало известно в мае 2015 года, Китай готов инвестировать до 300 млрд рублей в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Первая в России полноценная выделенная ВСМ протяжённостью 770 км должна сократить время пути между Москвой и Казанью с 11,5 до 3,5 часов. Магистраль предполагается строить с привлечением китайских технологий и на кредиты китайских банков, а поставлять материалы и подвижной состав в основном будут российские компании.

Россия имеет следующие интересы в отношении проекта «Новый шёлковый путь»:

·                     Для России крайне важно встроиться в трансевразийские транспортные коридоры «Нового шёлкового пути», упрочив тем самым своё положение как крупной транзитной страны. Россия должна стать полноценным «евразийским мостом» между странами Востока и Запада.

·                     Участие России в проекте и рост транзита через её территорию позволит резко усилить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать многие регионы азиатской части России, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания.

·                     На фоне сложных отношений с Западом в настоящее время, Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества с Китаем. Совместные крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.

·                     Россия нуждается в расширении трансграничных связей с Китаем — без этого едва ли возможно полноценное экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. Приграничные регионы нуждаются в близких рынках для сбыта своей продукции и в потоках туристов из Китая.

·                     Россия, как и Китай, весьма заинтересована в установлении политической стабильности с странах Центральной Азии и Ближнего Востока, а также в активном экономическом развитии этих стран. Речь идёт об Афганистане, Пакистане и прочих проблемных государствах. Как для России, так и для Китая представляют угрозу такие явления, как производство наркотиков в Афганистане и связанный с ним наркотрафик. Не меньшую опасность представляют исламские боевики-фундаменталисты и неконтролируемые потоки мигрантов, возникающие в ходе военных конфликтов. В конечном счёте, полностью ликвидировать эти угрозы можно лишь путём ускоренного экономического развития всех стран региона — только повышение уровня жизни может стать основой для укрепления политической стабильности. Проект «Нового шёлкового пути» в этом плане может сыграть исключительно важную роль, став стимулом и инструментом для установления мира и экономического процветания в Евразии.

 


27.05.2017; 10:10
хиты: 70
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь