пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7. Посольство С. Л. Владиславича-Рагузинского.

Рагузинский-Владиславич Савва Лукич - Полномочный посол России в империи Цин (1725 — 1728). В 1725 году был назначен полномочным послом России в Цинском Китае, выполнил свою миссию с высоким искусством, заключив вначале Буринский трактат, а затем на его основании Кяхтинский договор.

Посо́льство Владисла́вича — российское посольство под началом С. Л. Рагузинского-Владиславича в Китай, выполнявшее свою миссию в 1725—1728 годах.

В 1724 году маньчжурский император Китая Иньчжэнь направил своих представителей на российско-китайскую границу с сообщением о стремлении Цинской империи поддерживать вечный мир с Россией и предложением прислать послов для обсуждения спорных вопросов.

В июне 1725 года российское правительство направило С. Л. Рагузинского-Владиславича, который был назначен полномочным послом в цинский Китай, для урегулирования торговых и пограничных отношений. Российский посол был с большим почётом принят императором Китая.

С октября 1726 по апрель 1727 года велись переговоры с представителями Цинской империи. Главным вопросом стали границы, которые не были определены Нерчинским договором 1689 года. (СПРАВОЧКА Не́рчинский договор — мирный договор между Русским царством и Китаем, впервые определивший отношения и границу между двумя государствами. Заключён 27 августа (6 сентября) 1689 года у Нерчинска. Явился итогом «Албазинской войны» — осады маньчжурским войском русской крепости Албазин 1685 и 1686 годов.) 

Цинская сторона выдвигала претензии на заселённые российскими подданными территории, которые в прошлом никогда не являлись владениями Китая. Свыше 30 конференций с китайскими уполномоченными и две аудиенции у императора Иньчжэня не дали сторонам желаемых результатов. Тем не менее, российский посол отверг упомянутые притязания китайской стороны на российские территории и добился признания принципа «каждое государство владеет тем, что у него есть».

После незначительного перерыва переговоры по предложению С. Л. Рагузинского-Владиславича были возобновлены в июне на реке Буре, где 20 (31) августа 1727 года был подписан Буринский договор о разграничении. 21 октября 1727 года на основании предварительных условий, выработанных на переговорах по Буринскому договору, уполномоченные сторон составили новый договор, проект которого был направлен в Пекин на утверждение. Обмен текстами состоялся 14 июня 1728 года на реке Кяхте, в связи с чем данный договор известен как Кяхтинский.

Кяхтинский договор 1728 г. подразделяется на три группы статей, при оценке которых важно отметить следующее:

В конце XVII — начале XVIII в. Цинская империя захватила ряд сопредельных государств, в том числе Халха-Монголию. Рассматривая разграничение как одно из средств политической стабилизации в районе Халхи и закрепления тем самым своих захватов, цинское правительство упорно добивалось заключения соответствующего соглашения с Россией. Русская сторона, стремившаяся к упорядочению русско-китайских политических и экономических отношений, была вынуждена обратиться к вопросам территориального размежевания, так как маньчжуры ставили его непременным условием общеполитического соглашения. Кяхтинский договор и явился плодом длительных дипломатических маневров маньчжурского правительства Китая, настаивавшего на разграничении, и усилий русской дипломатии, сосредоточенных вокруг вопросов политических отношений и торговли между двумя государствами.

Кяхтинский договор продолжил русско-китайское разграничение, начатое Нерчинским трактатом. При обсуждении территориальных вопросов маньчжурские представители, как и в период конференции в Нерчинске, заявили о территориальных притязаниях на русские владения в Забайкалье. Выдвигая произвольные требования в отношении обширных территорий, на которые Цины не имели реальных оснований претендовать, они надеялись добиться соответствующих уступок со стороны представителей царского правительства в ходе переговоров. Однако русской дипломатии при обсуждении территориальных статей договора удалось успешно противопоставить притязаниям маньчжуров принцип «каждый владеет тем, чем владеет теперь», означавший сохранение статус-кво в пограничном районе.

Но все же для достижения общего соглашения с Цинской империей Россия вынуждена была отказаться от значительных территорий в Западной Монголии, принадлежавших Алтын-ханам, в течение почти всего XVII в. находившихся в русском подданстве.

Разграничение, установленное Кяхтинским договором, соответствовало юридическим и техническим нормам международного права. Однако сложный рельеф пограничной зоны не позволил везде точно определить прохождение граничной линии в промежутках между маяками, что могло в дальнейшем вызвать частные пограничные споры. Кяхтинским договором стороны вновь подтвердили, что район к югу от р. Уды, впадающей в Охотское море, остается не разграниченным. Это давало русской дипломатии право вернуться к разграничению в Приамурье в благоприятный момент.

Китаецентристские концепции цинского правительства послужили основой для его отношения к России как к данническому государству. Это нашло отражение и в статьях Кяхтинского договора, определявших порядок дипломатических взаимоотношений между обоими государствами. Перенесение центра торговли на границу явилось следствием стремления цинского правительства отдалить русских от центральных районов собственно Китая, что являлось одним из составных элементов оформившейся позже политики изоляции страны, проводившейся маньчжурами.

Посольство в Цинскую империю С. Л. Владиславича-Рагузинского и подписанный им с маньчжурскими представителями 21 октября 1727 г. Кяхтинский трактат являются важнейшей вехой в истории русско-китайских отношений XVIII столетия. А если учесть неудачи посольств Дж. Маккартнея (1793 г.), Ю. А. Головкина (1805 г.), лорда Дж. Амхерста (1816 г.), то об этом посольстве можно с уверенностью сказать, что оно было наиболее примечательным явлением во всей истории связей европейских государств с цинским Китаем вплоть до середины XIX в. Преодолевая традиционный китаецентристский догмат цинской дипломатии и фактически осуществлявшуюся ею политику изоляции Китая, русский посол сумел и в ходе посольства, и в заключенном договоре добиться осуществления принципа равенства сторон. Россия установила достаточно прочные, договорно обусловленные, взаимовыгодные добрососедские отношения с империей Цин в политической, экономической и культурной областях. На протяжении последующих ста с лишним лет Россия была единственной державой, имевшей столь разносторонние связи с цинским Китаем.


27.05.2017; 07:05
хиты: 131
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь