Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. Различные теории высказывают различные причины возникновения государства: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д.
Подходы к изучению сущности государства:
1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;
2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.
Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.
Власть как наиболее сложное и многоплановое явление всегда имела различные объяснения (трактовки), которые в большинстве своем не противоречат и не отрицают, а, напротив, дополняют друг друга. К наиболее распространенным концепциям власти относятся:
• теологическая, обосновывающая происхождение власти (как власти, данной от Бога);
• институциональная, делающая акцент на появлении институтов в обществе (главным из которых является государство) как основной причине возникновения властных отношений (занятие определенной должности в том или ином государственном органе дает власть);
• системная, рассматривающая власть как безличный атрибут, подобно деньгам в экономике, упорядочивающий отношения между людьми в обществе;
• ролевая, определяющая власть как реализацию социального положения (социальной роли), обусловливающего контроль одного субъекта над другими;
• рыночная, оценивающая властные отношения по аналогии с рыночными (как сферу услуг, конкуренцию различных интересов в обществе, как рынок идей и людей, где идеи и люди борются за «покупателя»);
• обмена ресурсов, согласно которой в обществе всегда существует дефицит тех или иных ресурсов (денежных, человеческих, интеллектуальных) и поэтому обладание редким ресурсом дает власть (путем обмена ресурсами);
• психологическая, объясняющая власть как природное свойство человека господствовать или подчиняться (для того чтобы выжить);
• классовая, сводящая власть к воле класса, господству экономически более сильного класса над другими;
• силовая, связывающая власть с использованием принуждения, силы (у кого сила — у того и власть).
Существуют и другие концепции власти: биологическая (как средство обуздания природой агрессивности человека), психологическая (фрейдистская), бихевиористская (поведенческая).
Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)
Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти — ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:
всеобщность — проникает буквально все человеческие отношения.
инклюзивность — соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.