пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 41. Возникновение христианства в I - II вв.

1-2 в.: в РИ – это время активн. религ. исканий и интенсивн. религ. тв-ва – при трансформ-и религ. культов и формир-и new религ. систем. New реальность => активн. религ. тв-во. New реальность: созд-е Империи; интенс. эк. связи между пров-ми; более или менее соц. спокойсвтие; формир-е цивил. образа жизни; расшир-е рабовлю отн-й => new мировоззр. идеи. 1-2 в. – реформир-е традиц. римск. рел-и, созд-е офи. римск. идеологии и госуд. имперск. культа (обоснов-е власти, зв-сь к 1 в.). Имп-р – предст-ль божеств. сил (Юпитера); гений царствующего императора – одна из ипостасей богини Ромы (олицетв-е римск. госуд-сти). Имп-р связан с выыполн-ем норм благочестия => почит-е/бож. воздаяние. Стоицизм: высш. разум, мудро управл-й людьми. Царств. исп-ры не жалели средств на организ-ю культа: пышн. храмы/жертвы/предст-я/содерж-е жреч. коллегий севиров-августалов. НО этот культ не стал выраж-ем глубок. религ. чувств осн. массы насел-я: да, церемонии пышные, и провод-сь часто, и много народу в них вовлекалось, но участие в них было прежде всего принудит. – не столько проявл-е глубок. религ. чувств, сколько выраж-е полит. лояльности к имп-ру. Но этот культ отражал обществ. настр-я высш./средн. классов Империи, заинтерес-х в спок-и и процвет-и Средиземноморск. г-ва.

Хоз. оживл-е/разв-е эк-ки/разв-е городов/общий рост благосост-я => кризис традиц. религ. предст-й и их критика со стороны образова-х слоев => слож-е филос. концепций, критиков-х традиц. религ. воззр-я (Лукреций, Эпикур – отриц-е богов or филос., небожеств. определ-е понятия «божество»). 1 в. – распр-е стоицизма (Сенека/Эпиктет/Марк Аврелий) => единый мировой разум – творец упорядоч-го космоса, разумн. распредел-лем добра/зла. Наличие зла – часть общего плана устр-ва космоса. Ч-к – часть космоса, в нем – частичка божеств. разума. Высш. нравств. долг ч-ка – поддерживать мировой порядок/добров-но исполнять свой долг/переносить все невзгоды. Слияние чел. разума с мировым доступно лишь избр-м мудрецам – те образуют «общину мудрецов», ставших близкими богам. Но их мало, в осн. все погрязли в мелких страстях и пороках => через некот-е время божеств. разум уничт-ет мир в мировом пожаре и создаеи new, young – но через 500 лет и он уничтож-ся. Т.е. стоики => полурелиг. Концепция/new теология – позже было внедрена в new религ. системы. НО – не религия!, а сложн. умозрит. учение, огранич. распр-е, мало затрагивала широк. массы.

Народн. массы: там - > противореч. настр-я. В пров-ях в целом по-прежнему исповедовали традиц. культы, но – new тенденции и здесь: уст-е римск. администр-и => рост полит. гнета + эксплуат-я (1-2 в. – ее рост), на кот-й зиждилось экон. процвет-е провинций, да и Имп-и => рост соц. конфликтов, рожд-е ч-ва зависти к власть предержащим, протест против существ. мира и его законов => разл. религ. формы выраж-я этого протеста. Запад: усил-е религиозности в целом, созд-е многоч. религ. коллегий, где находили отдохнов-е малые люди; поклон-сь Гераклу/Сильвану (сопричастны ч-ку, т.к. один из родителей - смертный) + почит-е Доброй Богини (покровит-ца скромн. тружеников). Их почит-е – без пышн. церемоний, жрецы-министры – избир-сь членами данной коллегии/исполняли свои обяз-сти поочер-но => все члены коллегии типа приобщ-сь к своему бож-ву.

1-2 в. – взаимовл-е разл. религ. идей: римские лег-ны идут с  Востока на Запад => на западе распр-ся культ иранск. бога Солнца Митры (популярен среди легионеров); римские колонисты обоснов-ся на востоке => несут почит-е традиц. римск. и италийск. богов. Осед-е иудейск. Пересел-ев в Европе/МА/Италии (диаспора) => распр-е за пределы Палестины культа Яхве: среди насел-я вост. провинций распр-ся идея пришествия мессии, кот-й должен придти в опред., нужн. момент и поразить обидчиков/защитить угнетен-х. НО: ни одна из религ. систем, сущ-х у народов Римск. Имп., не могла стать имперск. религ. системой и захватить ч-ва масс, создать глобальн. нравств.-этич. систему – но рожд-е этой системы в 1-2 вв. носилось в воздухе. Такой-то системой и стало христ-во.

Происх-е христ-ва. Происх-е религии вообще – одна из сложнейш. проблем в истории. Осн. дискус. ?: историчность Христа/время-место его жизни/проповеди; состав 1 христ. общины; 1-е обряды/основы вероуч-я. Первая пробл. – важнейш. 19 в. – 2 школы: мифологическая (Бауэр, Робертсон) – образ Христа в Евангелиях - мифич., созд-й искусственно авторами через много 10-летий после предполаг. Существ-я Христа; историческая (Вельгаузен, Эйслер) – в основе еванг. рассказов – реальн. историч. содерж-е, Христос – реальн. проповедник 1 в.н.э., основ-ль 1 общины христиан и созд-ль осн. полож-й new вероуч-я. Обожествл-е реальн. Иисуса + элементы сверхъестесств. => придание его образу черт божества – много позже смерти его, реального! Марксизм: все эти ? (см. выше) – не ключевые (Аверинцев, Свенцицкая: Христос – реальный человек, Ранович, Ковалев: Христос - миф); гл. – проблема формир-я христ-ва как new вероуч-я: его культа/организ-и/соц. состава раннехрист. общин/соц.-полит. и культурно-религ. усл-ям его формир-я – как чисто в Палестине, так и во всей Империи 1-2 в.

½ 1 в. – христ-во зарожд-ся на террит-и small провинции Палестины как одна из месн. иудейск. Сект (основ-ль и глава – Иисус, проповед-й идеи мира/покаяния/любви/бож. суда) => распр-е new вероуч-я среди низш. слоев Вост. Сред., к сер. 1 в. проник. в Рим (через миссионерск. деят-сть фанатичных последователей Иисуса, особенно – Петра/Павла/Иоанна). В Римск. общ-ве – сложн. период: рабство/деспотизм/роскошь vs нищета/власть vs покорность/эк. и культ. подъем vs культ богатства/размыв-е моральн. ценностей/нравств. вырожд-е => проповедь new идей пала на плодор. почву: в общ-ве зрело сопротивл-е госп. строю со стороны массы обездол-х, рожд-сь внутр.их неудовлетв-сть – и неудовлетв-сть образов-х людей своего времени, также критиковавших весь этот отстой. Распр-е первохрист. идей => формир-е new учения, разрыв его религ.-идеологич. связей с иудаизмом (теперь - связь греч. филос-ю/римск. стоицизм/Митризм) => первохрист-во превр-ся в new религ. систему лишь на просторах Средиз. империи и после включ-я в сост. своего культа/богословия ряда греко-римск. религ. идей. К концу 1 в. христ-во оконч-но выдел-сь из круга религ. предст-й иудейства; к нач. 2 в. – слож-сь в осн. чертах евангельск. трад-я происх-я new религии, были сост-ны главн. книги будущ. Новозаветн. Канона, Евангелия, Деяния апостолов, Послания и Апокалипсис – н ов 1 комплекс не сведены.

К концу 2 .в – определен список из 23 (27?) книг – больш. часть будущ. собр-я канонич. проивзв-й Нов. завета. На окончат. формир-е новозаветн. традиции во 2 в. оказала значит. влияние огромн. работа древнейш. христ. писателей, кот-е были вынуждены защищать new вероуч-е от нападок античн. авторов (Цельса, Цецилия, Лукиана), полемизир-ть с предст-ми близких ранним христ-нам религ.-филос. теч-й (гностицизм, докетизм). Лит. полемика => рожд-е христ. богословия, сквозь призму кот-го привод-сь в окончат. редакции пр-я будущ. Новозаветн. канона. + отрабат-сь организац. принципы рождающ-ся объед-я существ-х в разл. городах Империи христ. общин, будущ. христ. церкви.


19.06.2016; 20:16
хиты: 97
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь