пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 30. Религиозная жизнь III - I вв. Общественные празднества

Религия оказ-ла сильн. влияние на римск. life с 3 в. Римляне отождест-ли с греч. богами своих абстрактн. богов: Юпитер-Зевс, Марс-Арес, Венера-Афродита, Юнона-Гера, минерва-Афина, Церера-Деметра etc. Под влиянием греч. религ. предст-й выдел-сь гл. олимп. боги: Юпитер (небо/гром/молния), Марс (war \m/), Минерва (мудрости/ремсла), Венера (любви/красоты), Церера (растит-сти), Вулкан (огня/кузнеч-ва), Аполлон (солнца/света), Юнона (покров-ца женщин/брака), Меркурий (вестник + покр-ль trade), Нептун (море). Одно из почит-х чисто италийск. бож-в – Янус (2 лица: бож-во входа-выхода). Олимп. боги – покр-ли римск. общины, почит-сь всем гражд. коллективом. В среде плебеев особо попул-на бож. троица Церера, Лиьера-Прозерпина (растит-сть и преисподн.), Либер (вино/веселье). Римск. пантеон – не замкн., в него приним-сь иноземн. бож-ва. Счит-сь, что это усил-ет мощь римлян (заимств. почти весь греч. пантеон, в конце 3 в. – почит-е фригийск. Великой матери богов + завоев-я => знакомства с эллинистив. И вост. богами – тоже нах-т своих почит-ей; прибывавшие рабы также исповед-ли свои культы => распр-е иных религ. воззр-й).

Чтобы боги забот-сь о людях, им надо приносить жертвы/возносить мольбы/произв-ть особые ритуалы. Жрецы – особые коллегии сведущ. людей: наблюд. за соблюд-ем культов/порядков в храмах/готовили жертв. жив-х/следили за точностью молитв и ритуалов. Римск. религ. – с печатью формализма и трезв. практичности: от богов ждали помощи в конкретн. делах => скрупул-но выполн. положен-е обряды и приносили жертвы: «я даю, чтобы ты дал». Больш. внимание – внешн. стороне обрядов, выполн-ю мелочей, а не дух. слиянию с бож-вом. Экстаза, кот-й овладевает верующим, не требов-сь => ч-ва верующих мало затраг-сь, дух-сть низкая => проникн-е иноземн. (вост.!) культов с оттенком мистицизма (! Культ Велик. матери Богов, культ Вакха-Диониса). Сенат принимал меры против распр-я вост. культов, считая, что они подрывают офиц. религию, с кот-й связ-сь мощь Рима (186 – запрещ-е обрядов культв Вакха).

2 в. – широк. проникн-е греч. влияния, рост воздействия греч. религии + распр-е греч. философии и взглядов греч. философов на религию/богов. Эвгемер: боги – обожествл-е некогда жившие велик. люди  (его соч-е переведено на латынь). Высш. римск. аристокр-я скептич-ки относ-ся к религ. вееров-ям, хотя религия рассм-ся как необх. ср-во упр-я народом. Скептич. отнош-е аристокр-и, распр-е вост. культов => подрыв офиц. религии. Бурн. события гражд. войн/част. конфликты/проскрипции => измен-я традиц. веров-й: распр-е предст-й о загроб. жизни + культ Фортуны – слепой судьбы, дарующей счастье/несчастье. Низш. слои, задавл-е гнетом, мечтали о появл-и мессии, кот-й придет и все разрулит. Важн. роль всегда играли празднества: сначала празднества = религ. церем-и. С 4 в. – праздн-ва светск. хар-ра, за их провед-е отвечают не жрецы, а должностн. лица. Место провед-я – не алтарь, а цирк (низина между Палатином и Авентином). Самый ранний гражд. праздник – праздник Римских игр (до 3 в. – единств. гражд. праздник). С 3 в. – new предст-я: Плебейские игры. Наиб. крупн. – праздники, связ-е культом землед. богов (цереалии – в честь Цереры, виналии – праздник виногр. сбора, консуалии – праздник жатвы – сатурналии – праздник посевов, терминалии – праздник межев. камней, луперкалии – праздник пастухов). Эти праздн-ва – древнейш. обит-ей – землед./пастухов => и далее особо почитаемы среди сельск. насел-я.

Кон. 3 – нач. 2 в.: Аполлоновы игры, Мегаленские игры (в честь Великой Матери Богов), флоралии (в честь Флоры) – их устр-вом ведали курульн. эдилы: ежегодн. и регулярн., + кроме них – экстраордин. (в честь удачн. войны/отраж-я нашествия/тупо по жел-ю магистра). Игры длились по 14-15 дней (Римск. и Плеб. игры), по 6-7 дней (флоралии). Все ординарн. игры – 76 дней в году. Неск-ко отдел-й в кажд. празднестве: 1) помпа: торжеств. шествие во гл. с магистром – устроителем игр; 2) состяз-е – в цирке/скачки etc; 3) сценич. предст-я в театре. Заканч-сь предст-я обычно массовым пиром, порой – на неск-ко тыс. столов. На устр-во игр – больш. деньги: в сер. 1 в. на пров-е Римск. игр – 760 тыс. сестерциев, Плебейских – 600 тыс., Аполлоновых – 380 тыс. Денег из казны не хватало => магистраты, отвеч-е за провед-е игр, вносили собств. деньги.

Из 76 дней празднеств ок. 50 дней – на театр. предст-я. Флоралии/Аполлон. Игры – почти целиком сост. из сценич. дней (роль театра велика! – влияние греч. театра и греч. лит-ры, общим культ. ростом греч. публики). Театр. постан-ки популярны – но пост. театр. здания долго не было, обычно – времен. театр. сооруж-е на площади, из дерева. Сначала воздвиг-сь только сцена и подмостки, публика смотрит стоя, сенаторы и знатные – в креслах. С сер. 2 в. – скамейки для зрителей. 55, Помпей: строит-во камен. здания театра. В отл-е от греч., в римск. театре не было орхестры – она была отведена под кресла сенаторов (позднейш. партер); сцена – ниже, шире греч. и соед-сь боков. проходами с орхестрой. Места для зрителей возвыш-сь над орхестрой полукругом – амфитеатром + различн. мех. приспособл-я для подъема тяж-ей/смены декор-ей etc.


19.06.2016; 20:16
хиты: 110
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь