пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 7. Рим царской эпохи. Становление общества. Реформы Сервия Туллия.

Рим – в Лации, на берегу Тибра. Вырастал из посел-й на холмах: Палатин – Капитолий/Квиринал – Целий/Авентин/Эсквилин/Виминал – возвыш-ся над низинами. Климат/судоходн. река/соседство с морем => облегч-е связей с италийск. и заморск. народами, спос-е разв-ю. Легенда  происх-и (античн. авторы). Место, где возник Рим, издревле привлекало иноземцев (греки => Эвандр – аркадянин, сын Гермеса, заним-ся колонизат. деят-стью, Геркулес). Падение Трои (1183) => к побережью Лация пристают троянск. беглецы во главе с Энеем, кот-й по пути в Италию лишился жены и отца и остался с сыном Асканием-Юлом. Все устали => 1 троянск. женщина, Рома, предложила сжечь корабли и прекратить плав-е. По пред-ю, от ее имени – назв-е Рим (Roma). Латин, один из местных царей, принял троянцев и выдал за Энея свою дочь Лавинию (та была обещана царю рутулов Турну => борьба против него Энея и Латина в союзе с Эвандром, Эней убивает Турна). В честь Лавинии Эней строит г. Лавиний; смерть Латина => Эней царствует и над его народом, и над троянцами (всех их стали называть латинами). Подрос Асканий-Юл и основал в лесист. горах new city – Альбу-Лонгу, где и стал царем (его потомки – Сильвии: лесовики).

14-й царь А-Л, Нумитор, не имел мужск. потомства и был свергнут своим братом Амулием. Тот отдал дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, чтобы обезопасить себя от претендентов на престол (весталки 30 лет хранили безбрачие). Но юную весталку посетил бог Марс => рожд-е 2-х близнецов: Ромула и Рема (ок. 771). Амулий повелел бросить их в корзине в Тибр. Но корзину выбросило на берег => их вскормила волчица, а позже подобрал царский пастух Фаустул. Его жена, Акка Ларенция (ее родной сын умер), приняла их на воспит-е. Р. и Р. подросли – вернулись в А-Л – узнали тайну своего происхождения – убили Амулия и восст-ли на престоле деда Нумитора. Через 4 года отправ-сь искать место для новой колонии А-Л. Рем выбрал низм-сть между Палатином и Капитолием, Ромул настаивал на основ-и на Палатине – ссора, Рем убит – 21 апреля 753 г.: Ромул провел вокруг Паллатина плугом борозду и основал город, дав ему свое имя. Для 1-х поселенцев – молодых мужчин – он отвел земли Капитолийск. холма. Чтобы увел-ть насел-е, он стал предост-ть пришлым права свободы и гражд-ва => сюда стали стек-ся изгнанники/бродяги/беглые рабы etc. Но женщин было мало, а соседн. народы не желали союза дочерей с бродягами => хитрость: Ромул придумал праздник – Консуалии (празд. Нептуна), куда съехались соседи, в т.ч. – сабиняне. По сигналу римляне стали похищать сабинск. девушек; сам Ромул взял себе в жены Герсилию. Возумущ-е сабиняне, во главе с царем Тацием, пошли на Рим, но сабинянки уже прижились в Риме => помирили обе стороны => римляне и сабиняне стали жить под властью Ромула и Тация => через 6 лет Таций убит, 1 правитель – Ромул. Ромул в итоге исчез в 717 (оО по легенде – вознесся на небо; мб был тупо убит). Ромул учредил 3 трибы: латиняне/сабиняне/этруски (во главе - трибун), кажд. из триб – на 10 курий (во главе - курион), курии – на декады (во главе - декурион), разделил народ на патрициев (прославл-е, жрецы/судьи/управленцы)/плебеев (незавидн. судьба, землед-е/скот-во/ремесло). 100 ч-к из патрициев => Сенат

Второй царь – Нума Помпилий (с 715), сабин, родился в день основ-я Рима. Осуществл. межев-е всех римск. земель; учредил ремеслен. цехи по роду занятий; учредил религиозн. культы (поклон-е Весте, Юпитеру, Марсу etc); запретил человеч. жертвопринош-я; ввел новый календарь (355 дней в году, 12 месяцев). Потом – Тулл Гостилий (с 673). Пограничн. стычки с Альбой Лонгой => war; опасность напад-я этрусков => дело решили схваткой 3-х Горациев (от Рима) VS 3-х Куриациев (от А-Л), Горации победили => А-Л включена в состав Рима, в Сенат – 100 ч-к из А-Л. В итоге число гр-н Рима удвоилось. По легенде, увлекшись войнами, Гостилий забыл о служ-и богам, и был испепелен молнией Юпитера. Потом – Анк Марций (с 640, сабин, внук Нумы Помпилия). Мудр и миролюбив, покровит-л ремеслу/землед-ю/торг. Воспольз-сь его миролюбием, на Рим напали латины/сабиняне/этруски, но Марций победил их и многих переселил на Авентин, включив в римскую общину. Также он основал колонию Остию в устье Тибра, укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра и построил через Тибр мост (мб Анк Марций = Нума Помпилий). При нем в Рим прибыл и получил почетный прием Тарквиний Приск a.k.a. Тарквиний Древний, полугрек-полуэтруск. Анк Марций заметил его, сделал начальником конницы. После его смерти Тарквиний убедил НС в том, что именно он должен стать царем Рима, а не мелкие сыновья Анка => царь с 616. Продолжил войны с сабинянами/латинами/этрусками, взял ряд городов => подчинил Этрурию и сабинян, Рим оконч-но стал главой латинск. союза. Тарквиний обустраивал Рим: построен храм Юпитера Капитолийск., отведено место под Форум, построил канализацию (Больш. Клоаку), цирк. Но сыновья Анка Марция устроили заговор и убили Тарквиния => жена Анка Марция, Танаквиль, возвела на престол Сервия Туллия (с 578) – сына пленной знатной женщины Окрисии из города Корникула). Провел ряд реформ, о кот-х ниже. При жизни приблизил к себе сыновей Тарквиния Прииска, хотел выдать за них дочерей – но младшая Туллия вышла не за того – за гордого Луция => заговор, убили 2-го сына и 2-ю дочь. Apres патриции были недов-ны реформами => царь потерял поддержку Сената – со второй попытки заговор Тарквиния удался: созвал Сенат и объявил, что законный наследник – он, а не Сервий. Сервий был убит, с 534 правит Тарквиний Гордый – репрессии против сторонников Сервия, реже стал соз-ть Сенат (правил с помощью помощников-префектов), уничтожил сабинянские святилища, часто казнил/изгонял/конфисковал; эксплуатир-л простолюд-ов на тяж. строит. работах. Злоупотребл-я => народ – против! Последняя капля – изнасилов-е Секстом Тарквинием Лукреции (жена патриция Тарквиния Коллатина), та заколола себя => ее родственники Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола убедили народ низложить царя, который наход-ся в походе у Ардеи (рутулы) => 509 – Тарквиния не впустили, изгнали => начало Республики; 1-е два консула – Брут и Тарквиний Коллатин (принадл-л к царск. дому, народ тяготился этим => добров-но ушел в изгн-е, вместо него - Публикола).

Все это – не только легенды: арх. данные (остатки микенск. керамики в Этрурии => рассказы о Геркулесе и Эвандре – свид-во попыток ахейских греков закреп-ся в притибрском районе в конце 2 т.д.н.э.) + сопост-е ряда ист-ов => легенда о сабинянка= - реальн. факт синойкизма латинск. и сабинск. общин. Цари и дата основ-я историчны. 10-8 вв. (ранний жв): на террит-и Рима – родовые поселки (в осн. – на холмах, низины осваив-сь постеп-но, в хоз. целях); жили в хижинах, на дерев. каркасе с глинян. обмазкой, рядом – святилища божеств-покров-ей рода и местн-ти. Поодаль – могилы/пастбища, вокруг – защита (рвы/насыпи etc). Понемногу поселки объед-ся => един. община, на Капит. – единая крепость (истоки синойкизма связ-ся с Ромулом; начало царск. эпохи = начало истории римск. объедин. общины). Народ Рима (populus): 3 родовых трибы (тиции – сабины, рамны – латины, луцеры – этруски, кот-х мало, 1-е 2 преобл.) – база комплектов-я отрядов всадников. 30 курий (10 в кажд. трибе) – союз мужчин-воинов (выставляли пешее войско, короче – см. выше, где Ромул). Основа соц. структуры – роды (gentes): 100 => 300 (при этрусск. царях). Gens – община/отцовский/экзогамен (запрет брачн. отнош-й внутри), принимал чужаков, избирал/смещал старейшин + взаимопомощь. Родичи: общее место посел-я/погреб-я/религ. культы/родовое имя (Юлии – от Аскания-Юла). Коллект. родов. собств-сть на землю (сообща – леса/луга, основа – распред-ли между больш. отцовск. фамилиями – familia по 3-4 покол-я предков главы семьи – pater familias). Фамилия – осн. хозединица, патер постеп-но стал единств. собств-ом всего достоянии семьи.

Упр-е: Сенат (senex - старец) – 100 => 300 старейшин (отцы семейства). Куриатные комиции: нс мужчин-воинов по куриям. По рекоменд-и сената на комициях выбирался царь (военн. вождь/жрец/судья). Все patres (старшие главы семей) могли входить в Сенат => весь populus – дети/потомки patres – патриции => первон-но populus = патриции.

Заря царства – выход из родоплем. строя: склад-е соседск. общины/разв-е патриарх. рабства, ч/с внутри общин => усуор-е рассл-я => смена принципа авторитета по старш-ву авторитетом по знатности/родовитости. Обедневшие члены родов (клиенты) искали помощи у > состоят-х (патроны) – те выделяли 1-м землю/защищали в суде/давали свое имя, клиенты – боев. дружина патрона. Узы патроната-клиентеллы – свящ., за их наруш-е – смерть. Завоев. насел-е + пришельцы => рост города; включ-е их в трибы/курии => доступ закрыт – стали неполнопр., плебсом (plere - наполнять), т.к. не участв-ли в куриатн. комициях и Сенате. Роды плебеев не входили в трибы => они не воевали; получали small зем. надел, кот-й нельзя было увел-ь за счет агер публикус (образ-ся путем завоев-й) => плебс не заним-ся пастуш-вом, но – землед./ремесло/торг. Его среда не стеснена родов. отнош-ми => > быстр. разв-е ч/с и рассл-я.

Для упроч-я власти цари искали соц. опору помимо родовой аристокр-и => расшир-е земельн. надела (завоев-я => ager publicus). Начиная с Ромула, они самолично раздавали землю отдельн. воинам. СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ: дел-е римск. террит. на 21 округ – трибы (4 гор. и 17 сельск.), в них жили как патриц., так и плеб. => перемешал римское насел-е (как и Клисфен в Афинах). + перераспред-е земли между rich & poor + устан-е общеримск. культов и жреческ. коллегий => приниж-е знач-я патрицион. знати. !!! созд-е независ. от родового ополч-я войска (Ромул – 300 телохр.-целеров, Таркв. Древний – удв. к-во всадников). Сервий изменил принцип комплектов-я войска. Все насел-е Рима поделил на 6 разрядов: 1 – им-во не менее 100 тыс. асов, 2 – 75 тыс., 3. – 50 тыс, 4 – 25 тыс, 5 – 11500, 6 – все бедняки. От кажд. разряда – опред. число войсковых единиц – центурий (сотен): 1 – 80 тяжеловоор. пехот-ев и 18 всадников, всего – 98, 2 – 22, 3 – 20, 4 – 22, 5 – 30, 6 – 1 => всего – 193 (чем ниже разряд, тем проще экипировка). На основе этого порядка => центуриатные комиссии (голосов-е по центуриям => реш. голоса – наиб. богатым). Демокр. х-р реформы: плебс включен в состав populus, тот стал коллективом граждан; new комиции => куриатные оттеснены => ослабл-е влияния патрициев, рост роли царя. Т.е. Сервий: 1) new террит. дел-е; 2) цензовое деление; 3) общее войско из патр./ rich плеб. Также, по преданию, при Сервии было закончено строит-во городск. стены Рима (Сервиева стена), опоясавшей 7 холмов => Рим стал городом на 7 холмах (но по археол. данным, стена была достроена лишь через 200 лет). + денежн. реформа (1-м стал чеканить денеж. монету) + выкупал бедняков из рабства и освоб-л клиентов от патрональн. завис-сти => народный царь.

Усил-е царск. власти: цари овлад-ли троном без избр-я + атрибуты власти (золот. корона – венок из дубов. листьев; сиденье, украш-е слонов. костью; пурпурн. туника с золотом; фасции – пучок розг с воткнутым в них боев. топором – их несли шедшие перед царем ликторы – символ карающей власти).

Т.о.. история царского Рима – процесс роста города из разрознен. поселков и эвол-я общ-ва от начавщ-ся дифференц-и/появл-я патриарх. рабства в пределах родоплемен. строя до формир-я архаич. классов-сословий патрициев/плебса и образов-я г-ва. Цари/ликторы/телохр-ли/центуриатн. комиссии – публичн. власть, не совпад. с широким кругом плебейства. В рамках царск. эпохи возникли важнейш. элементы развивш-ся в респ. период типично античн. соц.-полит. структуры, римского полиса – CIVITAS. Это – гражд. община с античн. формой собств-сти. В Риме царск. времени складыв-сь также коллектив гражд-ва и специфич. компонент двойств. античн. формы собств-сти – ager pulbicus.


19.06.2016; 20:16
хиты: 111
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь