пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5.Комедия

связанна с: -народные празднования во времена великих Дионисей; -основной обряд — фалличекие песни. Комедия=комос(толпа развеселых гуляк и кутил)+ода(песня). -люди отдавали волю чувствам(вплоть до оскорблений и высмеиваний); -шествие сопровождалось мимическими играми и песнями (основа комедии +карнавальное начало(черта античной комедии)). Истоки: -шумные сценки бытового содержания(конфликт в сфере быта-отличит.черта),карикатурного х-ра; драматические песни обличительного х-ра+желание отомстить недругу; -песни в честь богов плодородия, распеваемые на великих Дионисеях; -комедия зародилась из исполнений фаллических песен+комические вставки; Ранние образцы комедии возникают в Сицилии, далее в Афинах,где обр.классическую форму (5-4в днэ) Этапы развития: 1.Древняя-отоическая комедия (486-404г днэ) — темы черпались из повседневной жизни,подвергались критике философы,гос.деятели,писатели, названия комедий=костюмы актеров, Эвполид, Кротин, Аристофан — классики комедии. 2.Средне-оттическая комедия (4в днэ) — длится до смерти А. Македонского, ничего не сохранилось, описывала жизнь Гетер(женщины легкого поведения) и пороситов (люди, живут за счет других людей). Антифан, Алексид — основные представители. 3.Новая оттическая комедия(возникает с нач.эпохи эллинизма) — Минандр — представитель, темы из повседневной жизни полиса+смена личности, возник римская комедия(переработка пункта 2 и3). классический образец древнегреческой комедии: пролог (введение в курс событий), парод (вступление партии хора), Агон (состязание действующих лиц), парабаса(выход хора во время основного действия), эписодии(актерские сценки фарсового х-ра), эксольд(уход хора со сцены)

критика в комедиях — стимул для развития совершенствования системы. Аристофан — отец комедии (445\446-388г днэ) — 40 комедий, одним из значимых произведений считает «Облака»(вершина тв-ва). -основа: критикка людной филосовской системы(софистика, популярн. В 5-4в днэ). Идея софистики: каждый предмет оценивать двояко (х-ка с двух сторон)

-развиттие риторики в Афинах (наука о красноречии)

-док-ва строились на словесной основе

-Афины были средоточием софийской системы

-Отношение к софистам неоднозначно.

Облака — символ софистики как неясной науки. Стрипсиад — жертва своего сына. Персонажи комедии — жертвы своих ошибок. Стрипсиад прививает сыну ценности невысокого х-ра. Стрипсиад жертва собственного стремления. Аристофан вернулся в комедии «Облака» (423 г.), высмеивающей софистику. Но «Облака», которые автор считал самым серьезным из дотоле написанных им произведений, не имели успеха у зрителей и получили третий приз. Впоследствии Аристофан частично переработал свою пьесу, и она дошла до нас именно в этой, второй редакции. Эта комедия называется так потому, что ее хор составляют облака – те новые божества, которых признает философ Сократ вместо старых греческих богов. Сократа Аристофан изображает софистом, то есть преподавателем ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Старик-простолюдин Стрепсиад, запутавшийся в долгах из-за расточительных замашек своего сына Фидиппида, прослышал о существовании мудрецов, которые умеют делать «более слабое более сильным», «неправое правым», и отправляется на выучку в «мыслильню» Сократа. Аристофан сделал Сократа собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных духовных шарлатанов, от которых реальный Сократ был очень далек. Тогда как исторический Сократ обычно проводил все свое время на афинской площади, ученый обманщик «Облаков» Аристофана занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», доступной лишь посвященным; окруженный «выцветшими» и тощими учениками, он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Беспредметная и расплывчатая мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную греческую религию. В дальнейшем Аристофаном пародируются как естественнонаучные теории ионийских философов, так и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрепсиад хочет путем софистических ухищрений доказать своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги. Но прямодушный простолюдин оказывается неспособным к восприятию «премудрости» и посылает вместо себя на учёбу к Сократу своего развратного сына Фидиппида. Аристофан показывает, как перед Фидиппидом состязаются в «агоне» (словесном споре) Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Правда восхваляет старое строгое воспитание и его благие результаты для физического и нравственного здоровья граждан. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и его отец спроваживает своих кредиторов. Но в дальнейшем действии «Облаков» софистическое искусство сына обращается против отца. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонникомЕврипида. Спор перешел в драку, и Фидиппид, поколотив старика, доказывает ему в новом «агоне», что сын вправе бить отца. Вконец запутавшийся Стрепсиад уже готов признать правоту этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает «мыслильню» Сократа. (Согласно древним источникам, нынешняя заключительная сцена и состязание Правды с Кривдой введены Аристофаном лишь во второй редакции «Облаков».) В «Облаках» ярко отражены все идеологические и стилистические особенности творчества Аристофана. Симпатии автора и зрителя, конечно, всецело на стороне крестьянина Стрепсиада, а на все городское воспитание, которое Аристофан отождествляет с софистикой, дается резкая пародия, не пощадившая даже Сократа, противника софистов, но тоже обучавшего новой мудрости. Человеческие характеры заменяются в «Облаках» олицетворёнными идеями, но их крикливый гиперболизм делает комедию красочной и веселой. Так как вместо прежних антропоморфных божеств греческая натурфилософия проповедовала материальные стихии, то они представлены здесь в виде облаков. Почти вся комедия состоит из ссор, споров и брани – Аристофан усматривает именно в них суть широко распространившейся в его эпоху новой «просветительской» философии.


14.06.2016; 19:23
хиты: 55
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь