Система жанров фотожурналистики специфична и не повторяет традиционного разделения жанров текстовой публицистики на информационные, аналитические и т.д. Исторически сложились три "родовых", канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж. К этим ведущим по значению и бытованию собственно публицистическим жанрам примыкает фотоплакат, представляющий собой либо самостоятельный снимок, либо монтаж, колаж.
В свою очередь фотоинформация, фотопортрет, фотоплакат могут содержать качества репортажа, что объясняется воздействием своеобразного наджанрового образования – репортажности. К другим жанрам фотожурналистики, которые при определенных условиях могут приобретать качества публицистичности, относим фотоэтюд (пейзаж, портрет), фоторепродукцию и фоторекламу (монтаж, коллаж, натюрморт). В прессе представлены и непублицистические жанры - фоторубрика, фотозаставка и фотоанонс. система жанров достаточно консервативна, хотя тематическая общность и может создать жанр, если на ее основе формируется новая "поэтическая система". К издержкам жанровых поисков можно отнести эклектизм (безвкусное смешение стилей), особенно явно проявляющийся ныне в коллаже."Союз" журналистской фотографии и публицистического текста даёт такие симбиозы: фотокорреспонденция ,фотозарисовка, фотоочерк.
Профессия бильдредактора представляет собой специализацию универсала, владеющего основами фотомастерства, типографики, теорией и практикой журналистики. Он призван выявлять идейно-тематические и эстетические свойства фотографий, а также использовать их оформительские возможности; выступать в качестве средства акцентирования внимания читателей, средства ориентации, средства, характеризующего определенный тип и вид издания.