Средневековая историография- это цельное явление, потому что ей был присущ ряд общих черт:
1)новое понимание историчсекого времени, поэтому для средневековых авторов так важен был вопрос о хронологии. Основателем современной хронологии является выдающийся богослов Дионисий Малый. Он писал, что Иисус Христос родился 25 декабря через 753 года после основания Рима.
2)Средневековая историография впервые поставила вопрос о смысле истории. История впервые становится всемирной и приобретает божественный смысл.
3) средневековые историки не стремились к точному воспроизведению событий. Гл.целью среднев. историописания было постижение божественной воли. Средневек. историог. Приобретает хар-р герменевтики(искусства толкования).
4) С одной стороны образцом истор.произведения считалось Библия. С другой стороны среднев.историог. испытала огромное влияние Античности.
5) В среднев.историографии господствовали 2 устойчивые периодизации истории:
1.по этапам священной истории:-от Адама до потопа,-от потопа до Авраама,-от Араама до Давида, -от Давида до Вавилонского плена, -от Вавил.плена до рождества Христова, -от рождества Христова до второго пришествия.
2.по четырем монархиям:-Ассиро-Вавилонская монархия, -Персидская монархия, - империя Алекс.Македонского,-Рим.
6)В Среднев.историог. возникло несколько жанров: -всемирная история(в виде кратких изложений,основана на Ветхом Завете), -история распространения христианства у отдельных народов, -история отдельных местностей, -политическая биография.
Ранними представителями средневековой историографии, в творчестве которых отразился переходный этап, являются Иордан из Мезии и Григорий Турский. Иордан написал свою работу для возвеличивания готского племени и готских королей в период крушения готского владычества в Италии. Он положил в основу изложения сделанный им по памяти краткий конспект из обширного, до нас не дошедшего труда на эту же тему, составленного знаменитым канцлером остготских королей Кассидором. Но Иордан использовал и другие источники, в частности народный эпос готов. Хотя Иордан был духовной особой, но его история носит, в сущности, чисто светский характер. Значение «Истории готов» определяется тем, что Иордан развивая основную тему, окружил её множеством сообщений из истории всей эпохи в целом, сумев тем самым передать грандиозную картину «переселения народов». Вместе с тем это произведение является и по языку, и по приёмам обработки материала свидетельством упадка античной литературной традиции и исторической мысли, что выступает особенно ярко при сравнении Иордана с его современником – византийским историком Прокопием Кесарийским (ок 500 – 562).
«История франков» в десяти книгах, созданная Григорием, - исключительный по своему значению памятник европейской культуры раннего средневековья. В ней описываются события VI в., относящиеся к истории возникновения и развития Франкского государства эпохи Меровингов на территории бывшей римской провинции – Галлии. Так, «История франков», как и большинство ранних средневековых летописей, начинается от сотворения мира. Григорий пишет на «варварской» латыни, но в его языке немало следов и книжных влияний. Таким образом, как относительно данного, так и относительно других произведений Григория Турского (собранных в его «Восьми книгах о чудесах») можно говорить только о значительном ослаблении, но не о полном угасании античной литературной традиции.
Англосакс Беда Достопочтенный (673-731) Важнейший исторический труд Беды - «Церковная история народа англов», был для своего времени крупным достижением. Автор здесь отказался от обычной схемы всемирной хроники, и начинает свой труд не от сотворения мира, а с описания островов Британии и Ирландии и вторжения Юлия Цезаря в Британию. Хотя история распространения и утверждения римско-католической церкви в Англии является главной темой «Церковной истории», а рассказы о чудесах занимают немало места, но и для политической и даже социально-экономической истории Англии VI—VII вв. труд Беды является важнейшим источником.