Выдвигая идею «великого восстановления наук» (то есть, очищения знаний от накопившихся в них ошибок), Ф.Бэкон считал, что предпосылкой такого восстановления должно стать освобождение разума человека от заблуждений – «идолов», или «призраков» в его терминологии. Бэкон выделил четыре основных вида «идолов» как препятствий на пути постижения истины:
· - «идолы рода» – свойственная всем людям, всему человеческому роду ограниченность познавательных способностей (субъективность ощущений, слабая память и т.п.), что искажает полученную из внешнего мира информацию;
· - «идолы пещеры» – индивидуальные ошибки и заблуждения, возникающие из-за того, что каждый воспринимает мир со своей точки зрения;
· - «идолы площади» (или «идолы рынка») порождаются некритическим отношением к общепризнанным, но ошибочным мнениям, а также некорректным употреблением слов, терминов, особенно в науке;
· - «идолы театра» – некритическое отношение к авторитетным мнениям, что в научном познании особенно недопустимо, ибо, как отмечал Бэкон, «истина – дочь времени, а не авторитета».
Основное сочинение Гоббса – «Левиафан» (1651), в котором он впервые изложил законченную систему механистического материализма, доведя идеи Ф.Бэкона до материалистических и атеистических выводов. Природа, по Гоббсу, представляет собой совокупность объективно существующих и механически движущихся материальных тел. Человек и животные – это сложные механизмы, жизнь которых (в том числе, и духовная), всецело определяется механическими воздействиями извне. Понятия «Бог» и «бестелесная душа» - не более чем плод воображения.
Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ и политический мыслитель, считается основателем сенсуализма в новоевропейской гносеологии. Он одним из первых выступил против декартовской теории «врожденных идей», выдвинув тезисы о том, что «душа ребенка – чистая доска» и «нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущениях» (Опыт о человеческом разуме»,1690). Тем самым Локк сформулировал принцип материалистического сенсуализма, согласно которому все знания происходят из чувственного восприятия внешнего мира.