пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

25. В чем различия норм права и норм морали, права и корпоративных норм, права и обычаев? Каковы объединяющие их черты?

Отличие права и морали. Нормы права в отличие от норм морали

Ежедневно, пользуясь признанными моральными ценностями, мы подвержены выбору поступков, исходя из своего ощущения правильности содеянного. Оборачиваясь на мнение других, мы идем путем внутренних убеждений, но при этом озираемся на нормы права, которые были приняты в нашем государстве.

Но иногда случается так, что признанные нормы права противоречат нашим внутренним позывам и взглядам. В такой ситуации и приходит мысль о том, что нормы права и морали, имея сходства, различаются по своей сути.

В чем сходство моральных норм и правовых

Конечно, для того, чтобы рассмотреть различия указанных норм между собою, для начала необходимо понять, а в чем же эти нормы объединены между собою, где пролегает та грань, которая разделяет и разводит нормы по разные стороны нашего ощущения правильности поступка.

Если просто задуматься и рассмотреть нормы права и морали, то между ними можно легко найти единые черты, которые будут созвучны нашему восприятию настоящего.

Происхождение, объект, цели и задачи

Первым и самым главным сходством норм морали и права выступает то, что они, являясь социальными нормами, имеют единое происхождение. Так, право по своей сути исходит из моральных представлений человеческого сообщества. Именно исходя из общепризнанных норм морали, однажды родилась идея закрепить отношения между людьми на государственном уровне.

Для обеих норм единым является объект регулирования. Оба вида направлены на то, чтобы создать идеальные отношения в обществе. Создать такую атмосферу, чтобы каждому человеку жилось комфортно.

Обе нормы подразумевают своим существованием свободу воли индивидуума при выборе модели поведения. Стремятся воздействовать на этот выбор, ставят целью достижение сбалансированного общества, полного социально полезных людей готовых на позитивное развитие.

Для права и морали характерно общее представление об общечеловеческих социальных нормах, взглядах на добро и зло, равноправие и справедливость. Так, например, и те, и другие представления считают убийство неправильным поступком.

Исходя из того, что нормы и права, и морали имеют общие цели, объект и схожие задачи, можно сделать вывод о том, что поиск различий между этим двумя формами социального права корректен, и играет важную роль в определении отношения индивидуума к каждой из этих норм.

В чем различия норм права и норм морали

Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, нужно углубиться в эти понятия, найти откуда они появляются и какую цель преследуют. Так, все основные отличия морали от права можно увидеть в таблице:

 

Нормы права

Нормы морали

Способы установления и формирования, источники

Государством или с его разрешения

Обществом

Различие форм

В одном государстве может быть только одна форма

Различные формы и взгляды

Наказание за нарушение нормы

Обязательная реакция государства и применение санкций, согласно принятых норм

Как такового нет, но применяются формы общественного воздействия (замечание, выговор, порицание)

Методы доведения до членов общества

Публикация

По мере признания обществом

Способы охраны

Охраняется государством

Охраняется общественным мнением

Содержание и характер регламентации отношений

С точки зрения государства

С точки зрения общества

 

Отличия формы, структуры и санкций

Нормы права, в отличие от норм морали, всегда имеют формальное определение. Нормы права записаны в законах, постановлениях, кодексах и иных документах, которые принимают и санкционируют органы власти. Для норм морали же характерно иное сохранение. Они существуют преимущественно в устной форме и видоизменяются вместе с обществом.

Если рассматривать с точки зрения структуры, то нормы права, в отличие от морали, имеют четкую структуру и всегда состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. А вот моральные устои чаще всего не имеют четкой структуры. Это обусловлено формой хранения. Записанное право, благодаря тому, что принимается в соответствии с определенными процедурами, всегда отвечает заданной на уровне государства задаче. А моральные представления, существующие преимущественно в устной форме, передают общий вид принятых норм.

Происхождение норм права всегда обуславливается санкцией государства. Они направлены на государственное регулирование отношений в обществе. А нормы морали принимаются обществом на основе неких воззрений на развитие общества и группы. Таким образом, многие, казалось бы, важные детали общественных отношений могут присутствовать в представлении населения о морали, но не упоминаться в государственных актах регуляции отношений.

Отличия мер воздействия, способов формирования и требований

Нормы права разделяются по отраслям. Каждая из них является обособленной и может существовать в отдельном виде. А вот нормы морали сочетаются между собой, и чаще всего исходят одна из другой. Интересным является то, что взаимосвязь норм морали между собой подчиняется четкой логике, они дополняют друг друга. А для норм права может существовать некая нелогичность, например, в принятых санкциях за нарушение.

Также стоит отметить, что мораль отличается от права способами и субъектами формирования. Она формируется, исходя из повседневных событий и практики общества. Для права характерен процессуальный подход формирования, санкционированный государством и направленный на его цели. Вероятнее всего, именно исходя из этого отличия и возникает ощущение несправедливости или неправильности со стороны права, так как общество уже прошло этап осмысления некого поступка, а право еще не успело осмыслить и процессуально закрепить свое отношение.

Интересным различием норм права и морали является характеристика воздействия на каждого члена общества. Так, мораль принимается добровольно и направлена на внутреннюю регулировку деятельности человека. Она начинает воздействовать только тогда, когда крепко укоренилась в обществе, и соблюдается большим количеством ее членов. Для права характерна противоположная ситуация. Оно принимается в определенный срок, и начинает действовать в определенных временных рамках, при этом принятие данного закона или распоряжение может приниматься не всем обществом.

По уровню требований, предъявляемых к членам общества, мораль выдвигает более широкие требования, и стремится регулировать духовную жизнь, и оценивать ее непосредственно с позиций добра и зла, чести и бесчестья. Так, моральные нормы стремятся руководить не только поступками, но и мыслями объекта воздействия, направляя его по правильному пути. В отличие от морали, право же требует лишь стабильности и предсказуемости поведения. Правом ограничиваются и наказываются лишь поступки особо опасные для общества и его развития.

Методы и средства воздействия на общество

В методах и средствах воздействия право стремится через экономические, организационные и принудительные меры указать верную модель поведения для того, чтобы избежать наказания, которое четко обозначено за каждый проступок. Так, индивидуум четко знает, что за то или иное противоправное действие он понесет наказание в рамках процессуально установленного права. Для норм морали же основным является обеспечение реализации через обращение к должному поведению. При этом наказание за нарушение моральных норм четко не указано и может быть выражено в различных общественных формах: порицание, выговор, замечание.

Противоречия норм морали и права

Несмотря на то, что нормы морали и права имеют общее происхождение и во многих своих чертах схожи, они также имеют и ряд противоречий, когда моральные принципы не только не созвучны с нормами права, но и жестко им противоречат. Необходимо отметить то, что эти противоречия не являются критичными и не разводят оба вида социальных норм четко в разные стороны. Они возникают в определенные временные периоды и обычно легко преодолимы.

К таким противоречиям можно отнести ситуацию, когда интересы общества не в полной мере совпадают с интересами государства. Тогда государство, как единственный законный создатель норм права, своей деятельностью может противоречить моральным устоям, принятым в данном обществе. В таком случае необходимы изменения в одной из норм, чтобы сбалансировать их существование.

Противоречия могут возникать также в ситуациях, когда государство по каким-либо причинам незначительно копирует нормы права у другого государства. В таком случае при удачном применении заимствованных правовых норм может произойти видоизменение морали данного общества. Или же скопированная норма со временем видоизменится до того вида, который в полной мере будет соответствовать моральным представлениям общества.

Конечно, одним из противоречий у данных социальных норм является различие их структур. Так, правовые нормы государства едины, и не позволяют рассматривать тот или иной поступок с разных сторон. А мораль, неоднородная по своему составу, может иметь различные формы и рассматривать под разным углом одно и то же действие. Исходя из различия моральных представлений в одном обществе может происходить разделение людей на группы, которые будут поддерживать противоположные варианты отношения к событиям, но при этом закон будет рассматривать этот же вопрос руководствуясь единым принципом.

Мораль сама по себе достаточно динамичная и легко изменяемая форма права, она меняется под влиянием развития общества и легко подстраивается под новые условия. А нормы права более консервативны, могут не успевать за развитием общества, что может вызывать достаточно жесткие противоречия.

Конечно, рассмотренные в статье различия между нормами права и морали являются только обобщенным видением данного вопроса. Если заглянуть в социальные нормы глубже и провести полноценный, развернутый и разносторонний анализ, то можно увидеть намного больше сходства и различия.

Право и корпоративные нормы

Понятие корпоративных норм. Как уже отмечалось, корпоративные нормы – это правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются негосударственными организациями и распространяются на их членов. Эти нормы содержатся в уставах, положениях, иных нормативных актах негосударственных организаций и определяют порядок формирования данных организаций, их структуру, компетенцию, права, обязанности и ответственность их членов.

К сожалению, в некоторых учебниках даются не совсем четкие определения корпоративным нормам, в связи с чем под эти определения невольно подпадают также нормы государственных организаций, в частности нормы государственных учреждений и предприятий. Кроме того, некоторые авторы прямо относят к корпоративным нормам нормы отдельных государственных организаций[24]. Думается, однако, что нормы государственных организаций (учреждений, предприятий) – это не корпоративные нормы, а локальные нормы права. К корпоративным же нормам относятся нормы, создаваемые именно негосударственными организациями (политическими партиями, общественными организациями, негосударственными учреждениями и предприятиями и т. д.).

Соотношение права и корпоративных норм. Соотношение права и корпоративных норм, так же как соотношение права и обычаев, принято рассматривать с точки зрения их единства, различия и взаимодействия.

Единство права и корпоративных норм тоже характеризуется наличием у них общих черт. Эти общие черты заключаются в том, что правовые и корпоративные нормы являются правилами поведения людей, правилами поведения общего характера и регуляторами общественных отношений. Кроме того, право и корпоративные нормы обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и иными факторами; являются продуктами сознательно-волевой деятельности людей; закрепляются в письменных нормативных документах; обладают формальной определенностью; обладают фиксированным набором средств, обеспечивающих их реализацию. В литературе выделяются и некоторые другие общие черты, присущие как праву, так и корпоративным нормам.

Различие права и корпоративных норм можно провести по способу возникновения, форме внешнего выражения, степени обязательности, способу обеспечения и некоторым другим критериям.

По способу возникновения право и корпоративные нормы различаются тем, что нормы права устанавливаются или санкционируются государством, а корпоративные нормы устанавливаются теми или иными негосударственными организациями. При этом каких-либо государственных санкций на установление корпоративных норм не требуется.

По форме внешнего выражения право и корпоративные нормы отличаются тем, что нормы права внешне выражены в основном в нормативных правовых актах, хотя существуют и другие формы внешнего выражения правовых норм (санкционированные правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и т. д.). Корпоративные же нормы внешне выражены в нормативных актах негосударственных организаций, которые обычно называются уставами или положениями.

По степени обязательности право и корпоративные нормы отличаются тем, что нормы права распространяются на всех членов общества и обязательны для всех. Корпоративные же нормы распространяются только на членов соответствующих организаций и обязательны только для них.

По способу обеспечения различие права и корпоративных норм заключается в том, что нормы права обеспечены государством, его принудительной силой, в то время как корпоративные нормы, по общему правилу, обеспечиваются мерами воздействия, исходящими от самих негосударственных организаций.

Можно указать и на некоторые другие различия. В частности, корпоративные нормы не представляют собой единой системы норм в масштабах страны (это неопределенное множество небольших локальных систем), выражают волю и интересы членов создавшей их организации, регулируют преимущественно внутриорганизационные отношения и т. д.

Взаимодействие права и корпоративных норм выражается, прежде всего, в том, что нормы права, закрепляя право граждан и других лиц на объединение (ст. 30 Конституции РФ), разрешают тем самым создавать в рамках соответствующих объединений корпоративные нормы. Одновременно запрещается создание общественных объединений (а значит, и соответствующих корпоративных норм), цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ).

Кроме того, уставы ряда общественных объединений, а также ряда других негосударственных организаций подлежат обязательной регистрации в органах государства. После регистрации устава эти организации признаются юридическими лицами, а нормы уставов коммерческих, предпринимательских и некоторых других организаций приобретают характер правовых норм.

С другой стороны, корпоративные нормы, ставшие нормами права, дополняют действие правовых норм, установленных государством.

 

Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.

Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.

Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения[278], но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.

Под традициями понимаются правила поведе­ния, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества[279].

Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.

Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели[280].

Деловые обыкновения - это правила поведения, которые складываются в государственных и негосударственных организациях при осуществлении деловой, коммерческой деятельности.

Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.

Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.

С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.

Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.

В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество при­сваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на националь­ном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законода­тельства или договору, не применяются».

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации — эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.

Противоречия права и обычая возможны в тех случаях, когда люди (например, жители отдаленных, высокогорных, северных и других труднодоступных местностей) пытаются жить по нормам обычаев - «законам предков», заменяя ими правовые нормы. Тогда государство в лице правоохранительных органов вмешивается в соответствующие отношения, применяя меры принуждения, если в результате использования обычаев нарушаются права и интересы личности, общества, государства (например, равноправие между мужчиной и женщиной в трудовых, семейных, имущественных отношениях).

 


27.05.2018; 20:54
хиты: 101
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь