Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.
У истоков этих идей стояли: датчанин С. Кьеркегор (1813-1855), русские религиозные философы Н.А.Бердяев (1874-1948), Л.Н.Шестов (1866-1938), испанский мыслитель Мигель де Унамуно (1864-1936). Начиная с 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30-60-х годов ХХ в. Видные представители: К.Ясперс (1883-1969), М.Хайдеггер (1889-1979) – в Германии; Ж.П.Сартр (1905-1980), А.Камю (1913-1960), Г.Марсель (1889-1973) – во Франции; Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955) – в Испании.
С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М.Хайдеггера (его функциональная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений, хотя в ряде работ они отнесены к атеистическому.
Родина экзистенциализма Германия и Франция. Важнейшие экзистенциалистические концепции возникли во второй трети 20 века в рамках немецкой и французской ветвей:
1) немецкий экзистенциализм: К.Ясперс (1883-1969), М.Хайдеггер (1889-1976).
2) французский экзистенциализм: Ж.П.Сартр (1905-1980), А.Камю (1913-1960), Г.Марсель (1889-1973), М.Мерло-Понти (1908-1961).
Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:
- Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.
- Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.
- Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.
- Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.
- Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).
-Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.
- Человек способен к преобразованию мира.