пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

57.Алексей Степанович Хомяков и Николай Яковлевич Данилевский о России и Европе.

Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860) – религиозный философ-славянофил, публицист, поэт.

Основные религиозно-философские идеи и социально-этические воззрения Хомякова:

– вера является пределом духовного развития человека, "крайней чертой его знания". В отношении веры и разума духовное образование начинает с разумного познания и завершает обретением веры. Неразумно само противопоставление веры и разума, науки и религии;

– постигнуть истины веры можно лишь в сообществе с Церковью на основе любви. В этом суть принципа соборности;

– соборность, по Хомякову, есть сочетание свободы и единства людей– таков источник веры православной."Единство без свободы" – характерная черта католичества;"свобода без единства" – такова суть протестантизма.

Идея духовной свободы определила весь ход развития религиозной философии славянофилов и всей религиозной философии XIX века. Хомяков верил в великую историческую миссию России и русского народа. Для ее осуществления необходимо воплотить православный христианский идеал свободы и цельности (соборности) в жизнь и дух русского народа. Сверхпредназначение России сокрыто не в богатстве и могуществе государства, а в том, чтобы стать "самым христианским из всех человеческих обществ".

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1895) – русский философ-социолог, публицист, ученый естествоиспытатель, создатель учения о культурно-исторических типах цивилизационного развития народов.

Философско-социологические взгляды Н.Я.Данилевского:

– в основе его философско-социологических идей лежит последовательная защита основ славянофильства.

– идея "общечеловеческой задачи" создания единой цивилизации неосуществима в принципе, так как развитие национальных цивилизаций осуществляется за счет их разнородности. Прогресс прекратится, если народы выберут единый путь развития. В этой мысли, несомненно, есть ценное зерно;

– не всякие народы способны к самобытному историческому творчеству, к созданию особой культуры, лежащей в основе культурно-исторических типов цивилизации. В предшествующей истории Данилевский выделяет одиннадцать типов цивилизаций: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассиро-вавилоно-финикийский; 4) халдейский (древнесимитический); 5) индийский; 6) иранский; 7) еврейский; 8) греческий; 9) римский; 10) новосемитский (аравийский); 11) германо-романский (или европейский). На смену последнему, вступившему в период упадка, идет восточнославянский культурно-исторический тип во главе с Россией;

– Данилевский выделяет два исторических типа общества: в первом основное население представляет обезземеленную массу, во втором – большинство населения наделено землей. В обществе первого типа городское население накапливает революционный потенциал, который, в конечном счете, должен привести к революции и установлению военной диктатуры. В странах второго типа устанавливается консервативное государственное устройство, поддерживаемое основной частью населения. Развитие по второму пути предпочтительно и характерно для России;

– все предшествующие культурно-исторические типы имели одну основу: еврейский – религиозную, греческий – художественную, римский – политическую. Германо-романский тип имеет две основы: политическую и научно-технологическую (индустриальную). Грядущий славянский культурно-исторический тип характеризуется четырехосновностью: 1) религиозной; 2) научно-технологической; 3) политической; 4) экономико-общинной;

– Данилевский опроверг завоевательный образ России, показав, что объединительная политика ее всегда носила мирный характер;


15.05.2017; 20:28
хиты: 96
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь