Фрэнсис Бэкон является крупнейшим представителем философии Нового времени, признанным родоначальником английского эмпиризма и опытной науки.
Главной заслугой Бэкона как философа стала пропаганда опытной науки, дающей человеку власть над природой.Ему принадлежит знаменитый лозунг «Знание – сила!». Основные произведения Бэкона: «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида». Книга «Новая Атлантида», представляющая своеобразную социальную утопию. В ней он изобразил общество людей, всецело увлеченных развитием науки и использованием научных достижений в повседневной жизни. Развивал в этой стране капиталистические отношения.
Истинное знание, по его мнению, является результатом точных экспериментов и должно излагаться общедоступным, ясным языком. Резкой критике подвергает Бэкон и философов прошлого. Общая вина их в том, что непредвзятое опытное изучение природы они подменяли спекулятивными философскими рассуждениями.
В противовес аристотелевской дедуктивной логике, которая допускает лишь движение мысли от общего к частному, Бэкон выдвигает собственную, индуктивную логику - метод получения общих знаний из частных случаев путем их обобщения.
По Бэкону, человека подстерегают его предрассудки и заблуждения - идолы.
Идолы рода – люди нередко приписывают животному миру свои собственные цели, желания, влечения.
Идолы пещеры – заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей человека, его воспитания, образования, темперамента и т.п.
Идолы площади (рынка) – заблуждения, вытекающие из неточного употребления слов, навязываемого разумениями толпы.
Идолы театра – заблуждения, связанные с общепринятыми, чаще всего ложными, системами мышления. Бэкон имел в виду систему мышления Аристотеля и схоластов, но также «многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
Бэкон был убежден в том, что опыт, эксперимент дает лучшее из всех доказательств научных положений, и только он позволяет проникать в тайны природы. Бэкон понимал важность в науке и теоретических постулатов, но не умозрительного характера, а тех, которые получены в результате последовательно применяемого индуктивного метода.40.