пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Фома Аквинский труды и основные философские идеи.

  Расцвет схоластики связан с именем крупнейшего представителя средневековой философии Фомы Аквинского (1225 – 1274). Ко времени его жизни в западной церкви наблюдался нарастающий кризис. Церковь стала терять свои лидирующие позиции в обществе. В самом общем виде это было обусловлено развитием общества – светские правители стремятся к независимости от папы римского, расширяется торговля, банковское дело, на новую ступень выходит образование - появляются первые университеты в Падуе, Болонье, Париже. Все это вело к возрастанию значимости светского и научного знания. Восстановить доминирующее влияние церкви в обществе попросили Альберта Великого, который привлек к делу своего ученика Фому Аквинского. Фома показал, что передовая на то время аристотелевская наука базируется на положениях, которые предполагают существование Бога. Тем самым было восстановлено доминирование христианского вероучения над научными знаниями.  Всего было выдвинуто пять положений, которые получили название «космологические доказательства бытия Бога». Основной принцип доказательств таков: космос (мир) устроен так, что предполагает божественное вмешательство. В своих трудах Фома Аквинский называет Аристотеля не иначе как Учитель, чье мнение – безусловная Истина.  1. Учитель справедливо утверждает, что все в мире имеет начало и имеет конец.Согласно Учителю, источником движения какого-либо тела является воздействие на него другого тела. Если теперь выбрать некое движущееся тело и по цепочке причинности определять другие тела – источники движения первого, то, в конце концов, мы придем к началу всякого движения.Это начало движения, как начало должно быть неподвижным, с другой стороны, это начало, как начало движения должно двигаться (чтобы дать толчок, быть источником движения). Таким образом, начало движения должно одновременно обладать двумя взаимоисключающими друг друга свойствами: быть неподвижным, как начало, и двигаться как первотолчок. А таковыми свойствами одновременно обладать может только Бог. Следовательно Бог существует.  2. Согласно Аристотелю, пишет Фома Аквинский, все что существует, имеет причину, и далее по цепочке причинности, мы доходим до первопричины всего сущего – Бога.  3. Исходит из положения древнегреческого философа о диалектике необходимости и случайности: в мире есть случайность, но случайность зависит от необходимости, следовательно, существует изначальная необходимость – Бог.  4. В качестве исходного принципа берет такое свойство вещей окружающего мира, как степень их совершенства. Все можно сравнивать друг с другом по критериям: лучше – хуже, красивое – красивее, добро – добрее и т.п. Но само сравнение предполагает наличие абсолютного критерия – эталона (самого совершенного – Истины, Добра и Красоты) таковым и является – Бог.  5. Основано на постулате, что все в мире имеет свой смысл, направляется к какой-нибудь цели. Таким смыслообразующим и целеполагающим началом является Бог.  Учение Фомы о государстве. Изменившееся состояние общества оказало влияние на взгляды Фомы Аквинского на отношение государства и общества. Если Августин утверждал, что народ не имеет права менять неугодного ему, но Богом данного правителя, то Фома меняет акценты. Он подчеркивает ответственность правителя перед Богом за свою политику, и если эта политика приносит вред государству и народу, то последний имеет право лишить такого правителя власти.  В 1878 году учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католической церкви. В настоящее время идейное наследие Святого Фомы развивают представители неотомизма (Фома от лат. «Томас»).

15.05.2017; 20:28
хиты: 432
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь