Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Идея — это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными так и с душевными явлениями, она универсальна. Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Идея, или Эйдос, или Сущность метафизическое, т.е. не физическое. Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Гиперуранцей (дословно: по ту сторону неба).
Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершенством идей. В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.
Душа — главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. Любовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным.