Основателем Элейской школы был Ксенофан.
Представители Элейской школы говорили о том, что люди сами себе придумали богов, по своему образу (жестоких, жадных), а Бог на самом деле един. Бог как мысль. Первостихия, всего основа – Земля. А над Землей Бог – единое.
Парменид учил, что единое – это “бытие” (то, что существует). А что не существует ?! Существует ли то, что мы видим? Существует то, что главное, то, что имеет значение. Признание бытия как единого – акт умозрения. Таким образом, “есть только бытие, небытия нет”. Бытие,есть множество. А символом бытия у Парменида выступал шар. Внутри шара могут происходить изменения, но с шаром ничего не происходит, все изменения лишь кажущиеся. В силу этого Парменид утверждал, что не существует изменений. Поскольку изменения – это появление или исчезновение чего-то, а то чего не было, или что перестало быть, т.е. Не существует и не может быть мыслимо.
Учеником Парменида был Зенон, который стремился доказать, что изменения логически невозможны и приводят к парадоксам. Самым известным является парадокс об Ахиллесе и черепахе. Или, например, если все совокупность точек и чисел, то что такое куча? Сколько песчинок это куча?
Таким образом, для Элейской школы характерно утверждение об отсутствии множественности и отсутствии движения.
Элейская школа впервые показала интеллектуальные возможности парадокса и поставила проблему о том, что главенствует, чувства или рациональное сознание.
Разум = бытие = покой = единое
чувства = небытие = изменение = множественное
Разум постигает рациональное как нечто покоящееся и единое. Чувственных объектов не существует.